17.10.2024
Детский сад организует педагогическую диагностику, чтобы отследить результаты реализации ОП ДО. Ее результаты помогут педагогам выявить особенности и динамику развития каждого ребенка и оценить результативность и эффективность своей работы. Организацию и проведение педагогической диагностики в возрастных группах регулируют ФГОС ДО и ФОП ДО (п. 3.2.3 ФГОС ДО, п. 16 ФОП ДО).
ОБОСНОВАНИЕ
Педагогическая диагностика — это механизм, который позволяет выявить индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, связанные с оценкой эффективности педагогических действий и осуществления их дальнейшего планирования (п. 3.2.3 ФГОС ДО).
Цели и задачи
Цели и задачи педагогической диагностики определяет ФГОС ДО. Смотрите их ниже в примере.
Диагностика должна быть направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками (п. 16.1 ФОП ДО). Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка.
ВНИМАНИЕ
Целевые ориентиры не оценивают и не используют, чтобы формально сравнивать с реальными достижениями детей
Их нельзя использовать, чтобы оценивать соответствие требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Также освоение ОП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Кто проводит
Педагогическую диагностику детей проводят воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и другие педагоги детского сада. Согласие родителей на участие в диагностике не требуется.
ВНИМАНИЕ
Педагогическую диагностику проводят, чтобы проследить динамику развития конкретного ребенка по отношению к самому себе
Нельзя сравнивать результаты диагностики ребенка с результатами других детей.
В процессе диагностики педагог оценивает, насколько эффективно он работает с ребенком. После этого определяет, как скорректировать педагогическую работу с дошкольником, чтобы он достиг планируемых результатов и показал высокий уровень освоения образовательной программы. Результаты педдиагностики используют, чтобы определить эффективность педагогических действий и планировать их в дальнейшем:
· составить индивидуальные образовательные маршруты освоения ОП ДО;
· своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности с детьми.
Когда проводить
Сроки проведения педагогической диагностики детский сад определяет самостоятельно (п. 16.5 ФОП ДО). Проводите педдиагностику с учетом рекомендаций Минпросвещения два раза в год:
· в начале учебного года, когда ребенок приходит в группу, — стартовая диагностика;
· в конце учебного года, когда ребенок достигает определенного психологического возраста, — финальная диагностика (п. 13 Рекомендаций Минпросвещения от 16.08.2023 № 03-1321).
Также педагоги могут провести промежуточную диагностику в середине учебного года. Например, в январе. Результаты промежуточной диагностики позволят выявить недочеты и скорректировать содержание работы с детьми в рамках реализации ОП ДО.
Если в середине года ребенок не полностью достиг показателя, педагог продолжает работу с ним в рамках освоения ОП ДО. Если ребенок показывает низкий уровень, педагог планирует мероприятия, которые позволят достичь возрастной нормы.
Например, диагностика в середине года показала, что ребенок не применяет в процессе речевого общения полные и развернутые ответы. Педагог делает для себя заметку: необходимо вовлекать воспитанника в диалоги на занятиях по развитию речи. В ходе речевых игр и бесед подгрупповых и индивидуальных – задавать ему такие вопросы и формулировать такие задания, которые требуют развернутого ответа.
Когда планируете стартовую диагностику, учитывайте время поступления ребенка в детский сад. Для ребенка, который пришел в группу в течение года, проведите диагностику в момент поступления и используйте ее результаты как результаты стартовой.
Также учитывайте адаптационный период дошкольников. Детям нужно время, чтобы адаптироваться к условиям детского сада, когда они впервые поступили в него или вернулись после перерыва. Поэтому стартовую диагностику лучше проводить в октябре, когда большинство детей адаптировалось. Так вы снизите вероятность неверно истолковать результаты диагностики.
СОВЕТ
Чтобы спланировать работу с детьми в начале года, лучше использовать данные диагностики прошлого года
В начале года у многих детей могут быть низкие показатели: они только начинают осваивать содержание образовательной программы. По прошлогодним результатам педагог увидит, как развивался ребенок на предыдущем возрастном этапе, и определит мероприятия, чтобы устранить проблемы на новом этапе.
Результаты педагогической диагностики фиксируйте ежегодно – минимум два раза в год. Это позволит выявить динамику развития каждого ребенка.
Педдиагностика проходит в несколько этапов. Смотрите в таблице основные этапы и работу, которую нужно проделать педагогам на каждом из них.
Этап | Содержание работы |
Организационно-подготовительный | · Наметить план работы; · определить методы сбора информации; · определить форму фиксации данных |
Диагностический | Собрать информацию разными методами: наблюдение, свободные беседы с детьми, анализ продуктов детской деятельности, специальных диагностических ситуаций |
· Проанализировать полученные результаты; · сопоставить результаты; · установить причины отклонения, определить цель и задачи индивидуальной работы с ребенком | |
Коррекционный | Скорректировать педагогическую работу с дошкольником в освоении ОП ДО, проследить динамику развития каждого ребенка |
Результативный | Спроектировать педагогическую работу на новый учебный год |
Необязательно проводить диагностику как отдельное мероприятие по плану. Воспитатель может оценивать детей по отдельным показателям в процессе специально организованной образовательной деятельности: во время занятий, дидактических игр, наблюдений на прогулке, в процессе бесед и реализации образовательных проектов.
Какие методы использовать
Для диагностики педагоги используют произвольные формы на основе малоформализованных диагностических методов (п. 16.6 ФОП ДО). К ним относятся:
· наблюдение;
· анализ продуктов детской деятельности: рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок;
· специальные диагностические ситуации;
Наблюдение
Наблюдение — основной метод педагогической диагностики и для отдельного ребенка, и для группы (п. 16.7 ФОП ДО). Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка.
В ходе диагностики педагог наблюдает за поведением ребенка в естественных условиях и разных видах деятельности. Например, игровой, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструктивной, двигательной.
Наблюдать за детьми можно и в разных ситуациях. Например, в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей.
Наблюдение — гибкий метод диагностики. Оно позволяет:
· изучать педагогические явления в динамике;
· непосредственно воспринимать поведение детей в конкретных условиях и в реальном времени;
· фиксировать факты, которые невозможно зарегистрировать никаким иным методом. Например, стиль поведения, жесты, мимику, движения, взаимодействие детей и целых групп;
· оперативно получать информацию и непосредственную связь с ребенком или группой детей, за которой педагог наблюдает;
· фиксировать факты сразу по нескольким параметрам: отдельного ребенка, группы детей, взаимодействия между детьми, детьми и взрослыми.
Наблюдение не зависит от желаний, умений и особенностей дошкольников. Наоборот, нежелание общаться или выполнять поручения педагога можно зафиксировать, чтобы затем проанализировать и скорректировать работу.
ВНИМАНИЕ
При организации наблюдения педагог должен учитывать факторы, которые могут повлиять на его результаты
Это желание непреднамеренно вмешаться в естественный ход наблюдения, влияние настроения и ожиданий на восприятие ситуации и толкование результатов, отсутствие умений целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, замечать и фиксировать малозаметные черты поведения наблюдаемых. Эти факторы нужно постараться исключить, так как наблюдение невозможно повторить, чтобы перепроверить результаты.
Фиксировать результаты наблюдения педагог может в удобной для себя форме. Минпросвещения рекомендует использовать для этого карты наблюдения (п. 16 Методрекомендаций Минпросвещения от 21.07.2023). Карту наблюдения педагог оформляет на каждого воспитанника отдельно.
Воспользуйтесь готовыми картами наблюдения для всех возрастных групп. Карты разработаны на основе ФОП ДО и Методических рекомендаций Минпросвещения. В них вынесли три критерия анализа наблюдаемых явлений:
· частоту проявления каждого показателя;
· самостоятельность его выполнения;
· инициативность ребенка в деятельности.
«Как проводить педагогическую диагностику по ФОП ДО». Н.Н. Менькова, Ю.С. Куцевол, Е.Г. Посохина
© Материал из Справочной системы «Методист детского сада».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.10.2024
Дата обновления: 17.10.2024
Дата публикации: 17.10.2024