12.05.2021
Перспективное планирование
Музыкального развития воспитанников 5-го
года жизни
Дети 4-5 лет /средняя группа/ проявляют уже большую самостоятельность и
активную любознательность по сравнению с малышами. Это период вопросов. Ребенок
начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие
обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную
надо петь тихо, не спеша. Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен
определять, какая исполняется музыка: веселая, радостная, спокойная; звуки
высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют /рояль, скрипка,
баян/. Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске.
Голосовой аппарат ребенка укрепляется, поэтому голос приобретает
некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си
первой октавы. Налаживается вокально-слуховая координация.
Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов
движений /ходьба, бег, прыжки/ в процессе занятий физкультурой дает возможность
шире их использовать в музыкально-ритмических играх, упражнениях, танцах. Дети
способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом
возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной
деятельности.
Музыкальное воспитание и обучение осуществляется в разных видах деятельности
детей: на музыкальных и физкультурных занятиях, в индивидуальной работе с
детьми, в ходе праздников, досугов и развлечений, а также и в свободное время.
В Программе воспитания и обучения в детском саду, по которой работает
наш детский сад, в разделе «Музыкальное воспитание» ставятся конкретные
задачи по каждой возрастной группе.
В средней группе предполагается дальнейшее
развитие у детей интереса к музыке, желания ее слушать. Необходимо
вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений,
обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ
музыкальной культуры.
Музыкальное воспитание предполагает обучение детей слушанию музыки,
пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах,
а также развитие песенного и танцевально-игрового творчества детей.
Каждый из этих разделов имеет свои задачи:
Слушание:
Формировать навыки культуры слушания музыки /не отвлекаться и не
отвлекать других, дослушивать произведение до конца/. Учить чувствовать
характер музыки, узнавать знакомые мелодии, высказывать свои впечатления.
Замечать динамику музыкального произведения, его выразительные средства:
тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте
/высокий, низкий в пределах сексты, септимы/.
Пение:
Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно,
подвижно, согласованно /в пределах ре-си первой октавы/. Развивать умение брать
дыхание между короткими музыкальными фразами. Способствовать стремлению петь
мелодию чисто, смягчая концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно,
передавая характер музыки. Учить петь с инструментальным сопровождением и без
него /с помощью воспитателя/.
Песенное творчество:
Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на
музыкальные вопросы / «Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»/.
Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст, учить сочинять
мелодию марша.
Музыкально-ритмические движения:
Продолжать формировать у детей навык ритмического движения в
соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии
с 2-х и 3-х частной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения:
прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Обучать детей умению
двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на
пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения /из круга
врассыпную и обратно/, подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных
движений /ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий и
стремительный/.
Развитие танцевально-игрового творчества:
Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения
музыкально-игровых упражнений /кружатся листочки, падают снежинки/ и сценок,
используя мимику и пантомиму /зайка веселый и грустный, хитрая лисичка,
сердитый волк, гордый петушок, хлопотливая курица/. Обучать инсценированию
песен, музыкальных игр и постановке небольших музыкальных спектаклей.
Игра на детских музыкальных инструментах:
Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках,
погремушках, барабане, металлофоне.
14.05.2021
Изготовление музыкальных
инструментов из бросового материала
Играть на
инструментах, танцевать и сами себе аккомпанировать? Придумывать музыкальную
сказку? Озвучивать стихи? Все это вызывает у детей азарт и восторг, дает
эмоциональный всплеск, без которого музыки нет вовсе. Дети любят веселье, смех,
движение. Их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты, они хотят
творить и играть. У них есть свой собственный интерес к музыке, которым педагог
не имеет права пренебрегать. Внешняя привлекательность и необычность
инструментов – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в
руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они
могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки. Легкость
самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются
основными факторами педагогического успеха в работе с ними. Разнообразие
шумовых и ударных инструментов, обычно находящихся в музыкальном зале, трудно
даже перечислить: треугольники, бубенцы, колокольчики, бубны, клавесины,
маракасы, трещотки, румбы и многие другие их разновидности. Техническая
легкость игры на шумовых инструментах, их способность точно же откликаться на
любое прикосновение располагают и побуждают детей к звуко - красочной игре, а
через нее – к простейшей импровизации. Таким образом, шумовые инструменты
позволяют всем детям, не зависимо от способностей, участвовать в музицировании.
Каждому ребенку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль.
Обязательным является использование всех ступеней обучения самодельных шумовых
инструментах. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения к
музыки в отсутствии настоящих инструментов. Идея использовать в работе с детьми
самодельные инструменты, конструировать их вместе с детьми, проста и мудра:
детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками
в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят
творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.
Игровое исследование
звучащего мира начинается в самом раннем детстве: «посудный оркестр» на кухне,
деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей,
мешочек с орехами. Раздражающих звуки доставляют детям наслаждение, и они
готовы ими упиваться. Дети безотчетно стремятся ко всем предметам, из которых
они самостоятельно могут извлечь звуки. Общеизвестно, что прообразами
маракасов, барабанов, кастаньет, свистулек у наших предков были засушенные
тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, кусочки
железа, стручки различных растений. В современной жизни возможностей для
звукотворчества неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием
изобретать. Для изготовления самодельных инструментов подойдет всё, что угодно:
- бумага (целлофан,
газет, пергамент, гофра и т. д.) ;
-деревянные кубики,
карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;
-коробочки из разных
материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от
шоколадных яичек, ячейки) ;
-леска, нитки простые
и шерстяные, проволока, ткань;
-природные материалы:
жёлуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки;
-кусочки пластилина,
небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и
пр.)
-металлические банки
разных размеров;
-стеклянные бутылки и
фужеры;
-пуговицы, шарики,
резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески;
И многое другое из
чего можно извлечь звук!
Самодельные шумовые инструменты
Шуршунчики.
Заполненные мелкими
предметами из различных по качеству материалов, крупой, семенами, песком, и т.
д., коробочки от киндер сюрприз, банки из под чипсов, железные банки из под
кока-колы.
Волшебные нити.
Связки из бубенчиков,
фисташек, фасоли, пуговиц, скорлупы грецких орехов. Гвозди, подвешенные к
чайному ситечку. Связка ключей.
Волшебные барабаны.
Пластмассовая банка,
плотная бумага, ткань, прикрепить к банке бумагу, сверху насыпать стеклярус,
прикрепить ткань.
Колокола.
Чугунные крышки от
казанов.
Трещотки.
Бутылка со срезанным
донышком и неразрезанными снизу вверх полосками; бутылки, наполненные мелкими
предметами.
Необыкновенные стаканчики.
Если подергать за
резинку, можно услышать жужжащие звуки. Если поиграть с бумагой, можно
услышать, как шепчутся листья. Если надеть стаканчик на руку, то с ним можно
танцевать, как с султанчиком.
Скрепер из соломинок.
Нарезать из соломинок
для коктейля заготовки длиной 8 см; склеить их с помощью липкой ленты;
Склеить цилиндр из
полоски картона; приклеить соломинки к цилиндру; звук извлекается деревянной
палочкой.
Бамбошка.
Коробочки, наполненные
крупой, песком, камешками, орехами.
Японский дождик.
Кухонные миски разных
размеров.
Ксилофон из грецких орехов.
Половинки скорлупы из
грецких орехов, наклеенных на фанеру. Стучать по ним деревянным молоточком.
Оркестр.
Трубочки; пластинки от
металлофона; ключи; колокольчики, подвешенные на рамку.
Бумажный биг-бум.
Барабан из бумажных
трубок разной величины и диаметра, с одной или двух сторон закрытых целлофаном.
Отстраните возникшие
вдруг мысли: на что будет походить зал, когда все дети понесут из дома
«чудо-инструменты»? Как воспримет этот оркестр заведующая? Что подумают
родители? А всё -таки попробуйте. Не проиграете!
23.11.2020
Просмотров всего: , сегодня:
24.01.2020
Просмотров всего: , сегодня:
10.12.2019
Просмотров всего: , сегодня:
08.10.2019
Просмотров всего: , сегодня: