Пояснительная записка
Ребёнок рождается и
сразу попадает в окружение близких людей, которые его любят, оберегают,
заботятся. От родителей ребёнок получает первые представления
и знания о ближайших предметах и явлениях окружающего мира. Всё, что
окружает ребёнка, вызывает большой интерес.
Но современные родители предпочитают сами получать
информацию не в справочниках и книгах, а из интернета. Очень часто маленькие
дети много времени проводят за компьютером, телефоном или планшетом. Они
смотрят мультфильмы, играют в развивающие игры. Но им не хватает общения
взрослых, сверстником, у них недостаточно развита речь, нет интереса к
окружающему миру.
В этом
учебном году я набрала группу детей в возрасте 2 лет.Я заметила, что дети
любознательны, любопытны, им хочется всё узнать, изучить.Но в силу возраста они
не умеют играть, общаться.
Передо мной встал вопрос: как познакомить детей с окружающим миром,
научить видеть его многообразие, показать взаимосвязи ? Я разработала программу
по курсу кружковой работы «Мой мир».
Программа включает в себя:
- Игры на развитие познавательной активности;
-Игры на обогащение словаря;
-Игры на развитие двигательной активности;
-Игры на развитие речи;
- Задания на развитие памяти, мышления, внимания, мелкой моторики;
-Рассматривание иллюстраций;
№
|
Дата
|
Задачи
|
Приёмы
|
1.
|
|
«Игрушки»
Формировать знания о
окружающих предметах-игрушках, развивать знания о цвете, форме, размере
игрушки, её назначении.
|
Дидактическая игра
«Чудесный мешочек»
|
2.
|
|
«Наша группа»
Развивать знания
детей о помещениях группы, их названия и назначения.
|
Экскурсия по группе
детского сада.
|
3.
|
|
«Громко-тихо»
Развивать умение
менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
|
Дидактическая игра
«Громко-тихо» (Т.В.Галантова «Развивающие игры с малышами до трёх лет»
стр.30)
|
4.
|
|
«Овощи»
Формировать знания о
овощах, вкусовых качествах, возможности приготовления блюд.
|
Рассматривание
овощей (огурец, помидор, лук, картофель,морковь).
Дидактическая игра
«Что растёт в огороде» (Картотека игр для детей первой младшей группы)
|
5.
|
|
«Осень»
Формировать у детей
знания о времени года –осень, о сезонных изменениях в природе.
|
Игра на внимание
«Солнце или дождик?»(Т.В.Галантова «Развивающие игры с малышами до трёх
лет»стр.22)
|
6.
|
|
«Что растёт в лесу?»
Развивать знания
детей о растительном мире леса.
|
Игра –
путешествие «Прогулка в лес»
|
7.
|
|
«Разные звуки»
Формировать знания
детей ор разных по громкости звуках, которые можно услышать в окружающей
обстановке, развивать внимание.
|
Упражнение «громко и
тихо»(Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей» стр.131)
|
8.
|
|
«Учим цвета»
Упражнять детей в
умении различать основные цвета, подбирать по цвету предметы.
|
Дидактическая игра
«Собери капельки в стакан» (Т.В. Башаева «Развитие восприятия у детей»
стр.36)
|
9.
|
|
«Осенние листочки»
Формировать знания о
времени года-осень, расширять знания о сезонных изменениях в природе.
|
Рассматривание
осенних листочков, дидактические игры «Листопад», «Соберём листочки в
корзинку»
|
10.
|
|
«Я-человек»
Упражнять детей в
умении различать и называть части тела
|
Упражнение «Прятки»
(Т.В.Галантова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» стр.75)
|
11.
|
|
«Мой весёлый звонкий
мяч»
Формировать знания
детей о мяче-различать форму, цвет, размер.
|
Дидактические игры с
мячами «Дальше и выше», «Кидаем мячики»(Т.В.Галантова «Развивающие игры с
малышами до трёх лет» стр. 106)
|
12.
|
|
«Большие и
маленькие»
Упражнять детей в
умении различать большие и маленькие предметы, составлять группу из
предметов определённого размера.
|
Дидактическая игра
«Покажи бусы» (Т.В. Башаева «Развитие восприятия у детей» стр.62)
|
13.
|
|
«Музыкальные
игрушки»
Развивать у детей
устойчивость слухового внимания, умение различать инструмент на слух по
звучанию.
|
Упражнение
«Угадай,на чём играю?» (Т.В.Галантова «Развивающие игры с малышами до трёх
лет» стр.24)
|
14.
|
|
«Кто нас лечит»
Формировать знания
детей о профессии врача, учить выполнять игровые действия, развивать сюжет
игры.
|
Рассматривания
предметов необходимых врачу. Сюжетная игра «Зайчик заболел»
|
15.
|
|
«Профессии. Шофёр»
Формировать
представления детей о профессии-шофёр, познакомить с действиями, которые
выполняют люди этой профессии.
|
Рассматривание
атрибутов, которые нужны для игры. Сюжетная игра «Автобус»
|
16.
|
|
«Профессии.
Продавец»
Формировать знания
детей о профессии продавец, активизировать словарный запас детей.
|
Сюжетная игра
«Магазин»
|
17.
|
|
«Зимушка-зима»
Формировать знания
детей о времени года зима, уметь определять изменения в природе зимой.
|
Рассматривание
иллюстраций о зиме, упражнение «Снежинки» (Т.В.Галантова «Развивающие игры с
малышами до трёх лет» стр.39)
|
18.
|
|
«Зимние забавы»
Обогащать знания
детей о времени года –зима, о зимних забавах.
|
Музыкальная игра
«Саночки», подвижная игра «Снежки»
|
19.
|
|
«Любимый
праздник-Новый год»
Расширять знания
детей о празднике-Новый год, познакомить с традициями праздника,
Повторить
с детьми цвета и формы игрушек.
|
Рассматривание
новогодних игрушек, открыток.
Дидактическая игра
«Украсим ёлочку»
|
20.
|
|
«Водичка-водичка»
Развивать знания о
вызвать интерес от проводимых опытов с водой.
|
Дидактические игры
«Какая водичка», «Тонет- не тонет», «Разноцветная вода» (Картотека игр для
детей первой младшей группы)
|
21.
|
|
«Учимся умываться»
Закрепить навыки
умывания.
|
Дидактическая игра
«Научим куклу Катю умываться», пение потешки «Водичка, водичка».
|
22.
|
|
«Домашние животные»
Развивать умение
детей различать домашних животных, называть их особенности повадки,
произносить звукоподражание.
|
Рассматривание
иллюстраций о домашних животных, упражнение «Кто как кричит?»(Т.В.Галантова
«Развивающие игры с малышами до трёх лет» стр.49)
|
23.
|
|
«Большие и
маленькие»
Развивать умение
детей называть животное и их детёнышей»
|
Рассматривание
иллюстраций из серии «Животные и их детёныши», проговаривание потешек «Киска,
киска, киска брысь», «Заинька»
|
24.
|
|
«Кто что ест?»
Развивать
представление детей о пище, которые едят домашние животные.
|
Дидактическая игра
«Кто что ест?»(Т.В.Галантова «Развивающие игры для малышей до трёх лет»
стр.194)
|
25.
|
|
«Кто живёт в лесу?»
Формировать знания
детей о диких животных, их особенностях и повадках.
|
Рассматривание
иллюстраций «Дикие животные», подвижные игры «У медведя во бору», «Лиса и
зайцы»
|
26.
|
|
«Что нарисована на
картинке»
Учить детей называть
изображения на картинке, умение отвечать на вопросы воспитателя.
|
Рассматривание
иллюстраций. (Картотека игр для детей первой младшей группы)
|
27.
|
|
«Одежда»
Формировать знания
детей о предметах одежды и последовательности одевания.
|
Дидактическая игра
«Научим куклу Катю одеваться на прогулку»
|
28.
|
|
«Мамин праздник»
Формировать знания
детей о времени года-весна, признаков весны, первом весеннем празднике.
|
Рассматривание
фотографий мам, беседа о празднике, слушание стихотворения о маме.
|
29.
|
|
«Учимся различать
формы»
Учить различать и
называть знакомые предметы: шарик, кубик, кирпичик, находить предметы по
форме в окружающей обстановке.
|
Дидактическая игра
«Что за форма?» (Картотека дидактических игр для детей первой младшей группы)
|
30.
|
|
«Весна-красна»
Формировать знания
детей о времени года весна, определять признаки этого времени года.
|
Рассматривание
иллюстраций о весне, чтение потешки «Солнышко-ведрышко», игра на речевое
дыхание «Кораблик»
|
31.
|
|
«Знакомимся с
мебелью»
Формировать знания
детей о окружающих предметах- мебель, познакомить с назначением предметов
мебели.
|
Рассматривание иллюстраций
с изображением предметов мебели. Рассказывание сказки «Три медведя»
|
32.
|
|
«Птицы»
Формировать знания о
птицах, их повадках и особенностей.Рассматривание иллюстраций с изображением
птиц.
|
Подвижная игра
«Воробушки и автомобиль».
|
-Сюжетные игры.
Для определения уровня усвоения программы будет проведена диагностика.
Кружковая работа будет проводиться один раз в неделю по десять минут.
Задачи:
1.Формировать умения детей выполнять задания и упражнения на укрепление
артикуляционного аппарата. 2.Упражнять в умении составлять
небольшой связный рассказ по картинке или по произведению.
3. Упражнять детей в умении отвечать на вопросы полным предложением.
4. Развивать навыки заучивания небольшого произведения, рассказывать
громко, выразительно.
5.Обогащать словарный запас детей.
Цель: Познакомить детей с предметами и явлениями окружающего мира, видеть
его разнообразие.
Перспективный план кружковой работы «Мой мир»
Уровень освоения программы кружковой работы «Мой мир»
Высокий:Ребёнок самостоятельно проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего
мира, включается в игры, эксперименты, отвечает на простые вопросы воспитателя,
называет знакомые предметы.
Средний: Ребёнок с помощью воспитателя включается в игры, с осторожностью
подходит к новым предмета, интерес проявляет на непродолжительное время.
Низкий:Ребёнок даже с помощью взрослого не проявляет интерес к предметам и
явлениям окружающего мира, отказывается участвовать в коллективных играх и
экспериментах.
Литература:
Т.В. Галантова «Развивающие игры с малышами до трёх лет»
Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей»
Н.В.Новгоровцева «Развитие речи детей»
Л.Ф.Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей»
Картотека «Дидактические игры для детей первой младшей группы"