02.12.2024
МАДОУ Детский сад №111 «Дашенька»
г.Улан-Удэ
Индивидуальный образовательный маршрут
одаренного ребенка
2024г.
Воспитатель: Пак Т.Ю.
Воспитанники: К.В, Ш. В.
Возраст : 4-й год жизни
Направление одарённости: художественно-эстетическое развитие
Актуальность ИОМ: мальчики проявляют повышенный интерес к
рисованию, умеют пользоваться ИЗО средствами, аккуратны в работе,
легко и быстро справляются с
рисунками на занятиях по ОП, опережая
других.
Цель разработки индивидуального маршрута: совершенствование
художественных навыков, изучение нетрадиционных навыков
рисования.
Задачи:
1. Развивать способности детей в области художественного творчества.
2. Совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к
художественному творчеству.
3. Развивать интерес к нетрадиционным методам рисования.
4. Воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного».
5.Добиваться уверенности в собственных силах посредством творческих
способностей.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю, с сентября 2024 по апрель 2025.
Длительность занятия – до 15 минут.
Предполагаемый результат:
1. Развиты художественные способности, интерес к нетрадиционным
методам рисования.
2. Реализован творческий потенциал воспитанника.
3. Повышен уровень самооценки ребенка.
Требования к уровню подготовки детей:
Воспитанник
должен уметь |
Воспитанник должен знать |
1. Уметь
изменять положение руки в зависимости
от приемов рисования. 2. Самостоятельно
владеть приемами нетрадиционных
техник: -пальцеграфия; -рисование
ладошками; -оттиск
различными печатками – |
1. Цвета и их
оттенки. 2. Способы
рисования нетрадиционными
техниками. |
мятая бумага , ватными дисками,
ватными палочками, природным материалом, поролоном, зубной щеткой, расческой;
·рисование по мокрому; ·рисование мыльными
пузырями; ·монотипия;
·рисование восковыми
мелками в сочетании с акварелью; 3. Использовать разнообразие
цвета. 4. Комбинировать разные способы изображения и изоматериала. 5.Уметь тонировать фон разными
способами 6. Создавать несложные сюжетные
композиции |
|
Список материала и оборудования,
необходимого для занятий:
- листы бумаги
различной фактуры, картон;
- простые и
цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь,
акварель;
- кисти трех
размеров, тычки разных размеров, природный и бросовый
материал;
Перспективный
план индивидуального образовательного маршрута
Тема/цель |
Содержание |
Работа с родителями |
|
сентябрь |
|
1.
Пальцеграфия «Осеннее
дерево» Активизировать мышление и формировать
интерес к самостоятельному продумыванию
замысла. |
1. Наблюдение за осенним деревом. 2. Ребёнок опускает в банку с гуашью палец. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. Кончиками пальцев ребёнок ставит опечаток на листе бумаги, при необходимости вновь набирая краску нужного цвета |
Консультация «Что такое нетрадиционна я техника рисования» |
2.
Пальцеграфия «Букет» Создать
условия для развития
уверенности в себе при
помощи игровых
техник, формировать
интерес к художественному творчеству. |
1. Рассматривание образца педагога. 2. Кончиком пальцев ребенок рисует на листе бумаги линии (ствол, листья), ставит отпечатки (цветы) |
|
3. Рисование ладошками «Утки в пруду» Активизировать мышление, формировать интерес к художественному творчеству |
1. Ребенок наносит краску кисточкой на ладонь, ставит отпечаток ладонь. 2. Педагог предлагает закончить образ при помощи кисточки. |
|
|
октябрь |
|
1. Рисование ладошками и фломастерами (мелками, карандашами) «Птичка - невеличка» Создать условия для выбора различных инструментов, которыми они могут дополнить нарисованную картину. |
1. Ладонью ребенок оставляет отпечаток на листе бумаги. 2. Педагог предлагает закончить образ птицы, используя фломастеры, карандаши, восковые мелки. |
Консультация «Для чего рисуем пальчиками и ладошками» |
2. Рисование тычком, жесткой кистью «Котенок» Познакомить с новой техникой рисования, учить выбирать цвет для передачи точного образа. |
1. Рассматривание игрушки «Котенок», сделать вывод, что котенок пушистый, мягкий… 2. Сухую кисть опустить в баночку с краской. Показать, что кисть нужно держать вертикально, ударить кисть о лист – получится тычок. 3. Ребенок заполняет контур предметы тычками. 3. Педагог предлагает дополнить рисунок кистью. |
|
3. Рисование тычком, жесткой сухой кистью «Елочка» Продолжить работу в новой технике, дать представление о том, что тычком легко изобразить не только шерсть животного, но колючки ели, формировать образное мышление. |
1. Сухую кисть опустить в баночку с гуашью, заполнить контур изображения тычками. 2. Дополнить рисунок карандашами, кистью с гуашью. |
|
4. Рисование пластиковой вилкой
и пальчиками «Елочка нарядная» Познакомить с новой техникой рисования, активизировать мышление, развивать воображение, продолжать работу по приобщению к художественному творчеству. |
1. Гуашь налить в плоскую пластиковую тарелку. Показать, что сначала нужно обмакнуть плоскую часть пластмассовой вилки в краску. Оставить отпечаток. 2. Предложить украсить получившуюся ель шарами, при
помощи пальцев. |
|
|
ноябрь |
|
1. Рисование вилками «Петушок – золотой гребешок» Продолжать обучать рисовать различными материалами, активизировать воображение, поощрять самостоятельность в выборе цвета, формы изображения. |
1. Педагог делает правильный показ, рисуя вилками и гуашью трех цветов (желтая, красная, зеленая – для каждой своя тарелочка и вилка). 2. Следующий рисунок педагог показывает, намеренно делая ошибки, которые ребенок с легкостью исправляет. 3. Педагог предлагает самостоятельно нарисовать петуха. |
Консультация «Чем можно рисовать кроме кистей, карандашей, восковых мелков и фломастеров» |
2. Рисование вилкой и ватными палочками «Снег на ель падает» Формировать интерес к самостоятельному продумыванию замысла, учить правильно сочетать две техники рисования (вилкой, ватными палочками), развивать уверенность в собственных силах. |
1. Ребенок рисует ель вилкой, по знакомой технологии. 2. Предложить украсить получившееся изображение падающим снегом, при помощи ватных палочек. |
|
|
декабрь |
|
1. Рисование ватными дисками «Гвоздика» Учить продумывать замысел рисунка, развивать мелкую моторику рук, воображение |
1. Рассмотреть изображение гвоздики, обсудить форму лепестков. 2. Педагог показывает, как можно сложить ватный диск, чтобы лепесток был максимально похож на настоящий. 3. Ребенок обмакивает сложенный в виде лепестка ватный диск в красную на листе бумаге. Педагог предлагает дополнить рисунок кистью. |
Консультация «Использовани е природного материала в рисовании» |
2. Печатание природным материалом (половинка яблока) «Компот» Познакомить с новой техникой рисования (природный материал), создать хорошее настроение, придать уверенность в собственных силах, развивать фантазию. |
1. Ребенок рисует банку, в которую поместит яблочный компот. 2. Воспитатель разрезает пополам яблоко и спрашивает, как поместить яблоко в банку при помощи красок и плоских тарелок. 3. Ребенок выполняет задание самостоятельно, оставляя отпечатки половинки яблока, не выходя за контур нарисованной банки |
|
3. Рисование поролоном «Снег на деревьях в лесу» Активизировать фантазию, развивать мелкую моторику рук, развивать эстетический вкус. |
1. Педагог подготавливает изображение зимнего леса, поролон, прищепки, плоские тарелки с гуашью, предлагает ребенку укрыть снегом кроны деревьев. 2.Ребенок рассказывает, как это можно сделать при помощи приготовленных педагогом инструментов. 3. Выполняет работу с небольшой помощью взрослого. |
|
|
январь |
|
1. Рисование зубной щеткой и расческой (техника многослойного набрызга) «Зимний лес» Познакомить с новой техникой рисования, Учить использовать трафареты для создания многослойного набрызга, развивать творческие способности |
1. Педагог готовит трафареты, крепит к листу бумаги канцелярскими скрепками. Показывает как при помощи щетки и расчески сделать цветные брызги. 3. Ребенок на щетку набирает краску и делает брызги поверх листа бумаги. Педагог накладывает следующий по замыслу трафарет, ребенок делает следующие брызги другого оттенка. 4. Ребенок снимет трафарет, получает сложное изображение зимнего леса с эффектом объема. |
|
2. Рисование мятой бумагой «Медвежонок» Развивать мелкую моторику рук, обучать работе с разными материалами, развивать уверенность в своих силах. |
1. Ребенок сминает кусочек бумаги, окунает его в плоскую тарелку с краской. 2. Оставляет отпечаток, создавая образ медвежонка. |
|
|
февраль |
|
1. Рисование с мокрым эффектом «Веселый человечек» Создать эмоционально радостное настроение, развивать уверенность в своих силах, активизировать фантазию, воображение. |
1. Педагог готовит изображение лица человека. 2. Предлагает сделать прическу веселому человеку. 3. Ребенок набирает кистью гуашь, разведенную водой. 4. Оставляет на бумаге кляксу, дует на нее из трубочки (повторяет с разными цветами). 5. Получает разноцветные ручейки. |
|
|
|
|
2. Рисование мыльными пузырями в сочетании с аппликацией «Пышные пионы» Учить создавать фактурность предмета, обучать работать с различным материалом, формировать устойчивый интерес к художественному творчеству |
1. Педагог готовит мыльный раствор окрашенный гуашью. 2. Предлагает ребенку нарисовать пышные пионы. 3. Ребенок опускает «выдувалку» от мыльных пузырей в стаканчик и оставляет отпечатки на листе бумаги. 4. Далее педагог интересуется: что необходимо добавить к пионам, что не хватает. 5. После обсуждения ребенок самостоятельно вырезает из цветной бумаги и клеит задуманные детали. |
Консультация «Что необходимо для рисования мыльными пузырями» |
3. Рисование мыльными пузырями с дорисовкой кистью «Воздушные шары» Формировать устойчивый интерес к художественному творчеству, активизировать фантазию, создать хорошее настроение. |
1. Педагог готовит мыльный раствор, окрашенный разными цветами гуаши. 2. Предлагает ребенку нарисовать воздушные шарики. 3. Ребенок опускает «выдувалку» от мыльных пузырей в стаканчик и оставляет отпечатки на листе бумаги. 4. Далее педагог предлагает дополнит картину при помощи кисти и гуаши. |
|
|
март |
|
1. Монотипия «Бабочка» Развивать пространственное мышление и зрительное восприятие предметов, формировать устойчивый интерес к художественному творчеству. |
1. Педагог предлагает сложить лист бумаги пополам, развернуть. 2. На одной половине, приготовленного листа, ребенок рисует кистью и гуашью пятна разных цветов. 3. Складывает лист пополам. 4. Дополняет рисунок кистью. |
|
2. Монотипия «Закат» Развивать пространственное мышление и зрительное восприятие предметов, формировать устойчивый интерес к художественному творчеству. |
1. Педагог предлагает затонировать голубым цветом лист бумаги, дождаться высыхания. 2. Сложить лист бумаги пополам (по горизонтали). 3. Ребенок рисует полукруг оранжевой гуашью до линии сгиба. 4. Педагог предлагает добавить по желанию красный, желтый цвет. Складывает. 5. Дополняет рисунок кистью |
|
|
апрель |
|
1. Рисование восковыми мелками и акварелью «Весенний лес» Познакомить с новой техникой рисования, развивать зрительное восприятие предметов, активизировать мышление, воображение, развивать навык рисования восковыми мелками. |
1. Рисование восковыми мелками и акварелью «Весенний лес» Познакомить с новой техникой рисования, развивать зрительное восприятие предметов, активизировать мышление, воображение, развивать навык рисования восковыми мелками. |
Памятка «Монотипия. Что можно рисовать в этой технике» |
2. Рисование восковыми мелками и акварелью «Морские глубины» Формировать устойчивый интерес к художественному творчеству, активизировать фантазию, воображение, закреплять умение выбирать цвет, для более точной передачи образа предмета. |
1. Ребенок рисует мелками изображения морских обитателей. 2. Затем делает фон (синей акварелью). |
|
3. Рисование «пупыркой» «Ваза с цветами» Формировать устойчивый интерес к художественному творчеству, развивать эстетический вкус, формировать интерес к самостоятельному продумыванию замысла |
1. Ребенок набирает пупырчатым шариком краску 2. методом тычка наносит краску,
распределяя по задуманному сюжету |
|
Тест №1:
«Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс).
Цель:
исследование образной креативности. Он позволит изучить
параметры
творческого мышления
Материал:
Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя
рядами
одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят
придумать и
изобразить как можно больше предметов и вещей.
Оценка
результатов: Каждая новая идея оценивается в один балл (0
баллов – отказ
от работы).