15.12.2024
Мониторинг проводился с целью определения влияния образовательного процесса, организованного во 2
мл/группе, на развитие детей в первом полугодие учебного года и достижения детьми планируемых результатов освоения ОП.
Лица, осуществляющие мониторинг: воспитатель группы
Характеристика группы: в группе 32 ребёнка , мониторинг прошли 24 ребёнка
из числа, постоянно посещающих с начала уч/года.
Воспитателем группы осуществлялся мониторинг в двух направлениях: развитие
навыков и умений по образовательным областям и оценка развития интегративных
качеств.
Сбор информации основывался на использовании следующих методик:
- систематические наблюдения, беседы;
- организация игровой деятельности;
- получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;
- анализ продуктов детской деятельности.
Данные о результатах мониторинга отражались в специальных таблицах развития
ребенка по 5 образовательным областям : речевое развитие, познавательное
развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое
развитие, на основании которых был сделан
анализ воспитательно-образовательной работы по 5 ОО:
1.Социально – коммуникативное развитие
В середине уч/года больше
половины детей группы
научились играть , не мешая друг
другу, подражать действиям сверстников и взрослого; большая часть детей активны в игре и проявляют интерес к
совместным играм со сверстниками и воспитателем. Умеют общаться в диалоге с
воспитателем и другими взрослыми, некоторые из них умеют делиться информацией,
рассказать о неудобствах или действиях
сверстника; 45 % детей могут
следить за действиями героев кукольного театра, рассматривают
иллюстрации в знакомых книжках. Без наглядного сопровождения могут слушать
стихи, сказки 36 % детей, но в пальчиковых
играх с речевым сопровождением активны и заинтересованы все дети. Не все дети
могут и готовы выполнять простейшие трудовые
действия (около 30 %). Проявляют элементарные правила вежливости (здороваться, прощаться, говорить « спасибо,
пожалуйста») жалеть, сопереживать, сочувствовать устойчиво
могут 20 % детей.
2.Познавательное развитие
Анализ показал, что материал в середине года усвоен в основном на среднем
уровне, детям требуется корректирующая работа педагога во 2 полугодие учебного
года. У воспитанников группы в целом
выявлено развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации;
формируются познавательные действия,
развитие воображения и творческой активности; воспитанники могут формировать
первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, количестве, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.). Все дети знают своё
имя, называют предметы ближайшего окружения, 73% может назвать маму и папу по имени, 68 %
детей научились называть воспитателя по имени отчеству. Больше половины
детей стали пользоваться
в игре предметами заместителями. Большинство детей называют игрушки,
некоторых домашних и диких животных, овощи и фрукты. 47 % детей имеет представление о сезонных
явлениях, смене дня и ночи. Большинство детей узнают и называют шар, куб,
большой , маленький; по словесному указанию воспитателя находят предметы по их
назначению, цвету, размеру. Необходимо в следующем учебном году уделить
внимание ознакомлению с окружающим миром (комнатные растения, качество и
свойства предметов и сезонным изменениям ), с предметным и социальным миром,
сенсорных эталонов и элементарных математических представлений(ориентировка в
пространстве и времени).Желательно приобрести и расширить в 2016-17г
дидактический материал по познавательному развитию.
3.Речевое развитие
В середине уч/ года почти 70 %
детей способны сопровождать речью игровые и бытовые действия, по просьбе взрослого проговаривают
слова, небольшие фразы; могут ответить на вопросы «кто, что, что делает» ; 48 %
из них, могут рассказать об изображённом на картинке, о игрушке, о событии из
личного опыта. В развитии речи у детей группы в целом произошёл заметный скачок, речь
активизировалась, стала более понятной, дети
испытывают необходимость пользоваться речью, как средством общения;
заметно расширился словарный запас. Однако необходимо в следующем учебном году
продолжать вести работу по обогащению пассивного и активного словаря,
закреплению умения вести диалоги, монолог, отвечать на вопросы принимать
игровые задачи, общаться с взрослыми и сверстниками. Уделять внимание
становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий. Есть дети (10%), которым
необходима консультация логопеда и возможно невролога.
4.Художественно – эстетическое развитие
56% детей способны различить
основные формы конструктора, могут по
показу воспитателя и самостоятельно
соорудить постройки ; все дети знают назначение карандашей, красок и кисточек,
фломастеров, пластилина, клея, могут
свободно пользоваться карандашами
в самостоятельной, свободной деятельности. Проявляют интерес к
рисованию, заинтересованность к продуктивной деятельности и нетрадиционным
техникам ИЗО (в кружковой деятельности). Практически все дети к концу учебного
года стали проявлять эмоциональную отзывчивость
на музыкальные, литературные произведения, умеют извлекать звуки из музыкальных
инструментов, около 60% проявляют
активность при подпевании, выполнении танцевальных движений. В следующем
учебном году необходимо продолжать индивидуальную работу по формированию,
умений и навыков по изобразительной деятельности, совершенствовать технику
рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников.
Предложить родителям в свободное время закреплять умения детей различать цвета.
5.Физическое развитие
Большое продвижение заметно в КГН: все дети знают свои кроватки, полотенца, кабинки расчёски и место их нахождения, пользуются
мылом и полотенцами при умывании, могут объяснить необходимость мытья рук; во
время приёма пищи научились пользоваться вилкой(при некоторых блюдах), столовой
салфеткой; пищу принимают аккуратно;стали проявлять больше самостоятельности,
почти 80% детей могут одеваться и раздеваться
самостоятельно с небольшой помощью взрослых. Около 50%
детей могут бегать, не наталкиваясь и не отвлекаясь,
проявлять интерес к подвижным играм. 56%-умеет прыгать на 2 ногах, с
продвижением вперёд, бросать, катать мяч, ползать, подлезать. Программный материал по образовательной
области «Физическое развитие» в целом успешно осваивается воспитанниками
младшей подгруппы, но есть дети, требующие дальнейшей работы педагога (около
17%), они малоактивны в движении, иногда плохо ориентируются в пространстве при
беге, слабо развита координация.
Необходимо в течение 2 полугодия
учебного года, уделить внимание закреплению основных навыков ЗОЖ в игровой
деятельности, а также с помощью бесед, повышать
навыки личной гигиены и опрятности у дошкольников. Необходимо на
следующий учебный год разработать дидактический материал (карточки с беседами)
по ЗОЖ.
Вывод:
Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в середине 2024-25
учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть
прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем образовательным
областям. В основном показатели выполнения программы находятся в пределах
среднего и выше среднего уровней. Уменьшился процент воспитанников нуждающихся
в коррекционной работе. Это означает, что применение в педагогической практике
рабочей программы благотворно сказывается на результатах итогового мониторинга.
Таким образом, образовательная деятельность в младшей группе реализуется на
достаточном уровне. Очевиден положительный результат проделанной работы.