Как проводить с детьми старшего дошкольного возраста «Беседы о важном»
11.02.2025
Для чего проводить Чтобы развивать ценностное отношение детей к России, ее населению, истории, природе, культуре, посоветуйте педагогам организовать в старших группах занятия «Беседы о важном». Тематические занятия помогут обеспечить преемственность задач между дошкольным и школьным уровнем образования (п. 1.6 ФГОС ДО). Проводить такие беседы Минпросвещения рекомендовало в школах как внеурочные занятия (письмо Минпросвещения от 15.08.2022 № 03-1190).
«Беседы о важном» актуальны и в работе с дошкольниками. Но педагогам необходимо адаптировать формат, темы и содержание занятий с учетом возраста детей.
Как выбрать тему Содержание «Бесед о важном» должно соответствовать направлениям воспитательной работы в детском саду. В ФОП ДО выделено семь направлений воспитания:
- патриотическое;
- социальное;
- духовно-нравственное;
- познавательное;
- физическое и оздоровительное;
- трудовое;
- этико-эстетическое (п. 29.2.2.ФОП ДО).
Воспитатели
организуют образовательный процесс по календарно-тематическому плану. Поэтому
темы бесед педагоги должны выбирать с учетом знаменательных дат, а также
значимых для дошкольников событий в текущем году. Например, педагог может
организовать беседу «Богатыри — защитники земли Русской» ко Дню защитника
Отечества, чтобы познакомить детей с ценностью Родины. Дошкольникам, которые
живут в тех же городах, что жили известные богатыри, беседа также демонстрирует
ценность малой родины. Воспользуйтесь готовыми образцами планов бесед с дошкольниками.
Как планировать Педагоги должны через диалог обогащать, уточнять и систематизировать знания и представления детей из повседневной жизни. Беседа — словесный, а именно диалогический метод обучения. Поэтому в ходе беседы педагог должен учить воспитанников задавать вопросы и отвечать на них. А также помогать детям высказывать свою точку зрения и воспринимать чужую — близкую или противоположную. Подробнее о том, как научить дошкольников задавать познавательные вопросы, читайте в рекомендации.
Педагогические
беседы необходимо планировать. Сначала воспитатель определяет их цели и
продумывает ход. Затем определяет, какие эмоциональные средства включить в
беседу. Они воздействуют на умственную деятельность и эмоции детей. Например, в
качестве эмоциональных средств педагог может использовать загадки, стихи,
иллюстрации, пословицы. Каждое из этих средств должно быть связано с темой и
содержанием беседы.
Методика,
по которой педагог проводит беседу с дошкольниками, должна включать основные
структурные элементы — вопрос и ответ. Начинать беседу следует с вопроса,
который заинтересует детей.
Вопросы
воспитателя — ведущие, потому что задают ход диалога. Они должны быть разными
по типу. Пример формулировки смотрите ниже.
Пример
Как
формулировать вопросы в беседе с детьми
Вопросы,
чтобы уточнить у детей информацию: «Можешь ли ты привести пример?», «Можешь
что-то добавить?».
Вопросы,
чтобы выяснить причину: «Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?».
Вопросы,
чтобы узнать точку зрения ребенка: «Можно ли посмотреть на эту ситуацию с
другой стороны?», «Кто не согласен и хочет высказаться?».
Вопросы
о подтексте и последствиях: «Если это произойдет, что может получиться в
результате? Почему?».
Вопросы
о вопросах: «Как мы можем это проверить?», «На этот вопрос ответить легко или
сложно? Почему?».
Если
ребенок отвечает неправильно, педагог с помощью дополнительных вопросов
раскрывает ошибку и подводит его к тому, чтобы он сам нашел верный ответ.
Только после этого педагог задает следующий вопрос. Так дети учатся внимательно
слушать вопросы, рассуждать, выдвигать гипотезы и обосновывать их, обобщать и
конкретизировать свои представления. Дополнительные вопросы также помогают
дошкольникам концентрироваться и не отходить от темы беседы.
Чтобы
формировать и поддерживать интерес детей к монологу и диалогу, педагог должен
моделировать и сравнивать ситуации по тематике беседы. Когда воспитатель
беседует с детьми, он целенаправленно активизирует их речь. А также в ходе
беседы побуждает детей высказываться, учит их грамматически правильно говорить,
расширяет словарный запас и кругозор. При этом педагог должен поощрять
правильные ответы и вопросы воспитанников.
В
ходе беседы педагог должен следить за дисциплиной. Его задача — учить
дошкольников слушать и не перебивать друг друга, не повторять то, что уже
сказали другие дети, тактично оценивать высказывания товарищей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.02.2025
Дата обновления: 11.02.2025
Дата публикации: 11.02.2025