Как проводить с детьми старшего дошкольного возраста «Беседы о важном»

11.02.2025

Для чего проводить Чтобы развивать ценностное отношение детей к России, ее населению, истории, природе, культуре, посоветуйте педагогам организовать в старших группах занятия «Беседы о важном». Тематические занятия помогут обеспечить преемственность задач между дошкольным и школьным уровнем образования (п. 1.6 ФГОС ДО). Проводить такие беседы Минпросвещения рекомендовало в школах как внеурочные занятия (письмо Минпросвещения от 15.08.2022 № 03-1190).

«Беседы о важном» актуальны и в работе с дошкольниками. Но педагогам необходимо адаптировать формат, темы и содержание занятий с учетом возраста детей.

Как выбрать тему Содержание «Бесед о важном» должно соответствовать направлениям воспитательной работы в детском саду. В ФОП ДО выделено семь направлений воспитания:

  • патриотическое;
  • социальное;
  • духовно-нравственное;
  • познавательное;
  • физическое и оздоровительное;
  • трудовое;
  • этико-эстетическое (п. 29.2.2.ФОП ДО).

Воспитатели организуют образовательный процесс по календарно-тематическому плану. Поэтому темы бесед педагоги должны выбирать с учетом знаменательных дат, а также значимых для дошкольников событий в текущем году. Например, педагог может организовать беседу «Богатыри — защитники земли Русской» ко Дню защитника Отечества, чтобы познакомить детей с ценностью Родины. Дошкольникам, которые живут в тех же городах, что жили известные богатыри, беседа также демонстрирует ценность малой родины. Воспользуйтесь готовыми образцами планов бесед с дошкольниками.

Как планировать Педагоги должны через диалог обогащать, уточнять и систематизировать знания и представления детей из повседневной жизни. Беседа — словесный, а именно диалогический метод обучения. Поэтому в ходе беседы педагог должен учить воспитанников задавать вопросы и отвечать на них. А также помогать детям высказывать свою точку зрения и воспринимать чужую — близкую или противоположную. Подробнее о том, как научить дошкольников задавать познавательные вопросы, читайте в рекомендации.

Педагогические беседы необходимо планировать. Сначала воспитатель определяет их цели и продумывает ход. Затем определяет, какие эмоциональные средства включить в беседу. Они воздействуют на умственную деятельность и эмоции детей. Например, в качестве эмоциональных средств педагог может использовать загадки, стихи, иллюстрации, пословицы. Каждое из этих средств должно быть связано с темой и содержанием беседы.

Методика, по которой педагог проводит беседу с дошкольниками, должна включать основные структурные элементы — вопрос и ответ. Начинать беседу следует с вопроса, который заинтересует детей.

Вопросы воспитателя — ведущие, потому что задают ход диалога. Они должны быть разными по типу. Пример формулировки смотрите ниже.

Пример

Как формулировать вопросы в беседе с детьми

Вопросы, чтобы уточнить у детей информацию: «Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что-то добавить?».Хочу такой сайт

Вопросы, чтобы выяснить причину: «Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?».

Вопросы, чтобы узнать точку зрения ребенка: «Можно ли посмотреть на эту ситуацию с другой стороны?», «Кто не согласен и хочет высказаться?».

Вопросы о подтексте и последствиях: «Если это произойдет, что может получиться в результате? Почему?».

Вопросы о вопросах: «Как мы можем это проверить?», «На этот вопрос ответить легко или сложно? Почему?».

Если ребенок отвечает неправильно, педагог с помощью дополнительных вопросов раскрывает ошибку и подводит его к тому, чтобы он сам нашел верный ответ. Только после этого педагог задает следующий вопрос. Так дети учатся внимательно слушать вопросы, рассуждать, выдвигать гипотезы и обосновывать их, обобщать и конкретизировать свои представления. Дополнительные вопросы также помогают дошкольникам концентрироваться и не отходить от темы беседы.

Чтобы формировать и поддерживать интерес детей к монологу и диалогу, педагог должен моделировать и сравнивать ситуации по тематике беседы. Когда воспитатель беседует с детьми, он целенаправленно активизирует их речь. А также в ходе беседы побуждает детей высказываться, учит их грамматически правильно говорить, расширяет словарный запас и кругозор. При этом педагог должен поощрять правильные ответы и вопросы воспитанников.

В ходе беседы педагог должен следить за дисциплиной. Его задача — учить дошкольников слушать и не перебивать друг друга, не повторять то, что уже сказали другие дети, тактично оценивать высказывания товарищей.

Просмотров всего: , сегодня:

План беседы 23 февраля.docx (скачать)

Дата создания: 11.02.2025

Дата обновления: 11.02.2025

Дата публикации: 11.02.2025

Наверх

Внимание!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».