16.11.2022
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРА УЕДИНЕНИЯ И
РЕЛАКСАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста во многом
зависит от его эмоционального состояния. Управлять переживаниями он еще не
научился. Поэтому дошкольники, в значительной степени подвержены переменам
настроения. Их достаточно легко развеселить, но еще легче обидеть или огорчить,
поскольку они практически не знают себя и не умеют владеть собой. Именно
поэтому одним из важнейших умений для педагогов и родителей дошкольников
является умение регулировать эмоциональную сферу ребенка.
«Уголок уединения» в группе - это зона, благодаря которой у
детей появилась возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение,
скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас
энергии, почувствовать себя защищёнными. Это место, где ребёнок может побыть
наедине с собой, поиграть с любимыми игрушками, рассмотреть интересную книгу,
семейные фотографии или просто помечтать.
Основной целью организации уголка уединения в группе
является - преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников. Исходя из цели
можно выделить основные задачи, а именно: создание положительного
эмоционального микроклимата в группе; формирование позитивного отношения
ребенка к сверстникам и взрослым; организация систематической работы по
нормализации и развитию эмоциональной сферы детей; способствовать сплочению
детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе;
способствовать комфортной организации режимных моментов; обеспечить
индивидульный подход, свободу выбора и волеизъявления, ориентируясь на зону
ближайшего развития каждого ребенка.
Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в то
же время не рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие цвета. Они
должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен
отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами.
При общем оформлении уголка уединения педагог должен
ориентироваться на возраст воспитанников. Так, в раннем возрасте будет актуален
дизайн «Норка» — небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит
ребёнку ощущение уюта и безопасности. Там малыш сможет отсидеться или
отлежаться в компании плюшевых игрушек, которые можно обнять (ведь в 2–3 года
очень важен тактильный контакт) и других предметов. На пол обязателен мягкий
коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, можно использовать
мягкие модули. Желательно «населить» уголок мягкими игрушками (при этом важно
выбрать такие игрушки, которые можно легко постирать).
Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в
уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог
видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя
вызывающе, агрессивно. Для среднего и старшего возраста подойдёт дизайн
«Шатёр». Домик уже будет более высоким и объёмным. Место маленького круглого
входа занимают занавески или ширма. Мягких игрушек здесь уже гораздо меньше (а
может и вовсе не быть). Оформление такой зоны даёт возможность воспитателю
проявить всё своё творчество и фантазию.
Паспорт
уголка уединения
На каждый центр уединения и релаксации воспитатель обязательно оформляет
паспорт. Там прописываются следующие моменты:
1.
Название зоны :«Остров отдыха»
Цель
и задачи создания уголка уединения в ДОУ
Поскольку нервная система дошкольника развивается, его психическое
состояние весьма неустойчиво. Малыша легко удивить, развеселить, обидеть.
Педагог должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу. Ведь, как
утверждают психологи, подавление эмоций способно спровоцировать невроз в его
различных проявлениях. Ребёнка ни в коем случае нельзя стыдить и тем более
наказывать за проявление чувств (гнева, страха, бурное веселье и т. п.),
поскольку он не умеет их контролировать в силу своего возраста. С целью обеспечения
детям психологического комфорта в группах ДОУ создаются специальные уголки
уединения, или зоны релакса. На достижение этого направлено решение
ряда задач:
- Уголок
уединения наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые
чувства, мягкие красивые подушки и игрушки позволят малышу отвлечься и
расслабиться.
- Научить
ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить
чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Так, в
уголке могут быть специальные подушки для битья, коробочка или стаканчик,
куда выбрасывают злость и обиду и т. п.
- Помочь
дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести
уверенность в себе. С этой целью в уголке размещают доску настроения, где
можно нарисовать свои эмоции или дидактические пособия, иллюстрации
различных эмоциональных переживаний.
- Повысить
самооценку тревожных и застенчивых детей.
- Научить
ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные
ссоры в детском коллективе. В этом поможет островок примирения —
специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликт. Дошкольник
может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а
может пойти туда по подсказке воспитателя.
·
Наполнение
уголка уединения в детском саду
·
Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно
выделить три основные группы.
·
Предметы
для выражения негативных эмоций
·
Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда
предметов:
Стаканчики эмоции -Цель: Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные
эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается
покричать в такую кружку.
«Подушка мирилка». Это
небольшая подушечка, красиво оформленная, сделанная своими руками. Воспитатель
держит подушечку, а поссорившиеся дети становятся рядом, одевают перчатки
*(пришитые к подушке) разрешают конфликт, мирятся.
Предметы,
выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию
Для расслабления дошкольников могут использоваться:
Сенсорные игрушки. В
младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши.
Плеер с
релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя. В младшем возрасте
его включает воспитатель, старшие дошкольники способны делать это
самостоятельно
- Фотоальбом
с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех
воспитанников), фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых
героев сказок и мультфильмов.
- Игрушечный
телефон для воображаемых звонков маме и папе.
- Массажёры,
небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой,
крупой, солью и пр.).
- сухой бассейн или
сухой душ;
- мягкие подушки или мягкая
мебель;
- сонные игрушки (часто применяются в период
адаптации); - фотоальбомы с семейными фотографиями;
- телефон «Позвони
маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
- материалы для песочной и водной терапии;
- любимая вещь мамы;
- пищащие игрушки
Пребывание в уголке
уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры
помогают развивать мелкую моторику.
Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием,
демонстрирует способы взаимодействия с ним.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.11.2022
Дата обновления: 24.11.2022
Дата публикации: 16.11.2022