"Карта одарёности ребёнка"Данная методика создана А.И. Савенковым на основе методики Д. Хаана и М. Каффа

Методика «Карта одарённости»

Общая характеристика

Эта методика создана А.И. Савенковым на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введён «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид одарённости у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребёнку, «портрет развития его дарований».

Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым Вам придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одарённости. Но она и не претендует на роль единственной. Её следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одарённости.

Инструкция

Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

++       если оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто;

+          свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

0          оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

         более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 20-25 минут.

Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребёнка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в родительской школе».

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребёнка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

 

Лист вопросов

1.     Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2.     Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3.     Учится новым знаниям очень быстро, всё «схватывает на лету».

4.     В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5.     Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6.     Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7.     Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.

8.     Интересуется механизмами и машинами.

9.     Инициативен в общении со сверстниками.

10.  Энергичен, производит впечатление ребёнка, нуждающегося в большом объёме движений.

11.  Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12.  Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13.  Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14.  Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15.  Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16.  Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17.  Интересуется актёрской игрой.

18.  Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19.  Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20.  Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21.  Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22.  Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23.  Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24.  Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25.  Хорошо поёт.

26.  Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27.  Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28.  Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

29.  Легко общается с детьми и взрослыми.

30.  Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.

31.  Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32.  Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.

33.  Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34.  Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35.  В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36.  Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37.  Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38.  Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39.  Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40.  Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41.  Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42.  Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43.  Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44.  Охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45.  Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46.  Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47.  Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48.  Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49.  Часто руководит играми и занятиями других детей.

50.  Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51.  Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52.  Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53.  Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.

54.  Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55.  Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56.  Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57.  Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает.

58.  Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59.  Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60.  Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61.  Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62.  Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63.  Умеет делать выводы и обобщения.

64.  Любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65.  В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66.  Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то уже знакомом и известном всем.

67.  С большой лёгкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68.  Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69.  Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям.

70.  Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71.  Имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72.  Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73.  В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

74.  Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своём рисунке, игрушке, скульптуре.

75.  Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

76.  Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства, настроения.

77.  Любит игры-драматизации.

78.  Быстро и легко осваивает компьютер.

79.  Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.Хочу такой сайт

80.  Физически выносливее сверстников.

 

ЛИСТ ОТВЕТОВ

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

 

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют Вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:

1)     интеллектуальная;

2)     творческая;

3)     академическая (научная);

4)     художественно-изобразительная;

5)     музыкальная;

6)     литературная;

7)     артистическая;

8)     техническая;

9)     лидерская;

10) спортивная.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание!

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».