"Карта одарёности ребёнка"Данная методика создана А.И. Савенковым на основе методики Д. Хаана и М. Каффа
Методика «Карта одарённости»
Общая характеристика
Эта методика создана А.И.
Савенковым на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней
тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по
каждому разделу, а также был введён «Лист опроса», позволяющий сравнительно
легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям
(может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может
применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных
функций:
Первая и основная
функция – диагностическая. С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень
выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид одарённости
у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных
оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребёнку,
«портрет развития его дарований».
Вторая функция – развивающая.
Утверждения, по
которым Вам придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать как программу его
дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть,
раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются
наиболее ценными.
Конечно, эта методика не
охватывает всех возможных проявлений детской одарённости. Но она и не
претендует на роль единственной. Её следует рассматривать как составную часть
общего комплекта методик диагностики детской одарённости.
Инструкция
Перед Вами 80 вопросов,
систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и
деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребёнку по каждому
параметру, пользуясь следующей шкалой:
++ если оцениваемое свойство развито хорошо,
чётко выражено, проявляется часто;
+ свойство заметно выражено, но
проявляется непостоянно;
0 оцениваемое и противоположное свойства
выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности
уравновешивают друг друга;
– более ярко выражено и чаще проявляется
свойство, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе
ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов,
оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 20-25 минут.
Если Вы затрудняетесь дать
оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте
соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребёнка. А
пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в родительской
школе».
Попросите других взрослых,
хорошо знающих ребёнка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой
методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает
результаты более объективными.
Лист вопросов
1.
Склонен
к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2.
Нестандартно
мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3.
Учится
новым знаниям очень быстро, всё «схватывает на лету».
4.
В
рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много
разных предметов, людей, ситуаций.
5.
Проявляет
большой интерес к музыкальным занятиям.
6.
Любит
сочинять (писать) рассказы или стихи.
7.
Легко
входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
8.
Интересуется
механизмами и машинами.
9.
Инициативен
в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребёнка,
нуждающегося в большом объёме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные
способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда
проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное
без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно
запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень серьёзным,
когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру,
красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение
музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от
завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актёрской игрой.
18. Может чинить испорченные приборы,
использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении
незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и
состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет
большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных
предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель,
предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах,
о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные
композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25. Хорошо поёт.
26. Рассказывая о чём-то, умеет хорошо
придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса,
когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности
механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает у сверстников в разных
спортивных играх.
31. Хорошо улавливает связь между одним
событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти с головой в
интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учёбе на год
или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится
сейчас.
34. Любит использовать какой-либо новый
материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских
домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец
вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей
в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное,
наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен
понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей,
мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в
классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие
умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той
же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю
любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создаёт композиции,
имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в
свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти
на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова,
которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и
чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику,
жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и
статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других
детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую
координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события
и явления.
52. Способен не только предлагать, но и
разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные
издания с опережением своих сверстников на год или два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того,
чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали,
которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его
сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых
рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у
других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать научные события,
изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность,
выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых
спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти
символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения
жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объёмные изображения,
работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои
чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить
что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то уже знакомом и известном
всем.
67. С большой лёгкостью драматизирует,
передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над
конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных
аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в
качестве партнёра по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в
подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задаёт много
вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался
(рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить
большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать
научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем
читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74. Может высказать свою собственную оценку
произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своём
рисунке, игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев
очень живыми, передаёт их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать
свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
ЛИСТ ОТВЕТОВ
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
|
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
|
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
|
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
|
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
|
71 |
72 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов
и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчётов
напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют Вашу
оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:
1) интеллектуальная;
2) творческая;
3) академическая (научная);
4) художественно-изобразительная;
5) музыкальная;
6) литературная;
7) артистическая;
8) техническая;
9) лидерская;
10) спортивная.