Речевое развитие

27.02.2024

«Развитие речи с учетом ФОП ДО и ФГОС ДО»

ФОП ДО – это новая федеральная программа дошкольного образования, вышедшая в 2023 году. Она создана на основе федеральных законов, регулирующих отношения в сфере образования. Разработчики Федеральной программы существенно расширили содержательный раздел документа.

Цель ФОП: «Всестороннее развитие и воспитание ребёнка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме. Ребенок-дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое.

Речевое развитие – одна из основных линий развития дошкольника. Речевое развитие помогает дошкольнику войти в современный мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речевого развития дошкольник познаёт мир, высказывает свои мысли и взгляды. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область.

Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «не только овладение языковыми нормами (фонетическими, грамматическими, лексическими), но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом общении, развитие коммуникативных способностей детей».

Решение задач воспитания и обучения направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота» п.20.8 ФОП ДО, что предполагает: владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения; воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).

Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в ФОП ДО.

Задачи образовательной деятельности с детьми по речевому развитию делят по направлениям.

В раннем возрасте делится (1-2 года) на:

1. Развитие понимания речи

2. Развитие активной речи

В дошкольном возрасте (3-7 лет) на:

  • формирование словаря (обогащение и активизация)
  • звуковая культура речи
  • грамматический строй речи
  • связная речь
  • подготовка к обучению грамоте (с 3-4 лет)
  • интерес к художественной литературе

Рассмотрим каждый компонент в отдельности.

1. Формирование словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение).

2. ЗКР (развитие восприятия звуков родной речи и произношения).

3. Грамматический строй речи (морфология, синтаксис, словообразование).

4. Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание).

5. Подготовка к обучению грамоте (различие звука и слова, нахождение места звука в слове).

6. Интерес к художественной литературе (формирование любви и интереса к художественному слову).

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности.

В практике по развитию речи используются следующие методы:Хочу такой сайт

Наглядные:

- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

- Опосредованное наблюдение (рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:

- Чтение и рассказывание художественных произведений;

- Заучивание наизусть;

- Пересказ;

- Обобщающая беседа;

- Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические:

- Дидактические игры;

- Игры-драматизации;

- Инсценировки;

- Дидактические упражнения;

- Хороводные игры.

Также для развития речи используются разнообразные средства:

• общение взрослых и детей;

• культурная языковая среда, речь воспитателя;

• художественная литература;

• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Таким образом, Федеральная образовательная программа дошкольного образования предлагает подготовительный к обучению этап, введение в систематическое обучение. Его цель – подготовить психологически и содержательно к успешному решению учебных задач.

ОО Речевое развитие.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх

Внимание!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».