Метод выявления одаренных детей старшего дошкольного возраста к определенным видам деятельности.
Метод
выявления одаренных детей старшего дошкольного
возраста к определенным видам деятельности.
А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие
личностные свойства и характеристики
Перечень характеристик, которые обычно наблюдаются у одарённых детей в разных сферах:
1.изобразительно–художественной, 2.музыкальной одарённости, 3.литературной, 4.артистической, 5.технической, 6.лидерской, 7.спортивной, 8.интеллектуальной. Для того чтобы определить в какой сфере у ребёнка одарённость поставьте «+» напротив утверждений, который соответствует особенностям ребёнка.
1.
В сфере изобразительно-художественной одаренности:
1. В рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе
сюжетов, в рисунках много разных предметов, людей и
ситуаций;
2.становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит
хорошую картину, слышит музыку,
прекрасно выполненную скульптуру, вещь;
3.способен составлять оригинальные композиции из цветов,
рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
4. любит использовать какой-либо новый материал для изготовления
игрушек, коллажей, рисунков, в
строительстве детских домиков на игровой площадке;
5.охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие
художественное назначение (украшение для
дома, одежды);
6.обращается к рисунку или лепке для того, чтобы
выразить свои чувства и настроение;
7. любит создавать объемные изображения, работать с
глиной, пластилином, бумагой и клеем;
8. может высказать свою собственную оценку произведениям
искусства, пытается воспроизвести то,
что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2.
В сфере музыкальной одаренности:
1.проявляет большой интерес к музыкальным занятиям,
пению;
2. чутко реагирует на характер и настроение музыки;
3. хорошо поет;
4. вкладывает много энергии, чувств в игру на
инструменте, в песню или танец;
5.любит музыкальные записи;
6.стремится слушать музыку;
7.в пении и музыке стремится выразить свои чувства и
настроение;
8. сочиняет собственные оригинальные мелодии.
3. В сфере литературной одаренности:
1.любит писать и сочинять рассказы и стихи;
2. может легко построить рассказ, начиная от завязки
сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;
3.рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться
выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
4.придерживается только необходимых деталей в рассказах
о событиях. Оставляет главное, наиболее
характерное;
5.выбирает в своих рассказах такие слова, которые
хорошо передают эмоциональные состояния
героев, их переживания, чувства;
6. умеет передавать в рассказах такие детали, которые
важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то
же время не упускает основной линии
событий, о которых рассказывает;
7.склонен фантазировать, старается добавить что-то
новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
8. умеет в рассказе изобразить своих героев очень
живыми, передает их характер, чувства,
настроения.
4. В сфере артистической одаренности:
1.легко входит в роль какого-либо персонажа: человека,
животного и других;
2.интересуется актерской игрой;
3.меняет тональность и выражение голоса, когда
изображает другого человека;
4.разыгрывая драматическую сцену, способен понять и
изобразить конфликт;
5. склонен передавать чувства через мимику, жесты,
движения;
6.стремится вызывать эмоциональные реакции у других
людей, когда о чем-то с
увлечением рассказывает;
7.с большой легкостью драматизирует, передает чувства
и эмоциональные переживания;
8. любит игры–драматизации.
5. В сфере технической одаренности:
1. интересуется механизмами и машинами;
2.может чинить легко испорченные приборы, использовать
старые детали для создания новых
поделок, игрушек, приборов;
3.любит разбираться в причинах и капризах механизмов,
любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;
4. любит рисовать чертежи и схемы механизмов,
разбираться в них;
5. читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о
создании новых приборов, машин,
механизмов;
6. любит обсуждать полезные события, изобретения,
часто задумывается об этом;
7. проводит много времени над конструированием и
воплощением собственных «проектов»
(модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);
8. быстро и легко осваивает компьютер.
6. В сфере лидерской одаренности:
1. Инициативен в общении со сверстниками;
2. сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
3. легко общается с детьми и взрослыми;
4.улавливает причины поступков других людей, мотивы их
поведения.
5. часто руководит играми и занятиями других детей;
6.склонен принимать на себя ответственность, выходящую
за рамки, характерные для возраста;
7. другие дети предпочитают выбирать его в качестве
партнера по играм и занятиям;
8. обладает даром убеждения, способен внушать свои
идеи другим.
7.
В сфере спортивной одаренности:
1.энергичен, производит впечатление ребенка,
нуждающегося в большом объеме движений;
2. любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
3.часто выигрывает в разных спортивных играх у
сверстников;
4.бывает быстрее всех в детском саду, в группе;
5.движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию
движений;
6.любит ходить в походы, играть на открытых спортивных
площадках;
7.предпочитает проводить свободное время в подвижных
играх (хоккей, баскетбол, футбол);
8. физически
выносливее сверстников.
8.
В сфере интеллектуальной одаренности
1.хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное,
улавливает причины и мотивы поступков других людей;
2. обладает хорошей памятью;
3. легко и быстро схватывает новый материал;
4.задает очень много продуманных и оправданных
ситуацией вопросов;
5. любит читать книги, причем по своей собственной инициативе;
6. обгоняет своих сверстников по программе ,
7. часто жалуется, что на официальных занятиях ему
скучно;
8. очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не
обязательно остро, реагирует на все новое
и неожиданное в жизни.
Обработка данных: То, в какой сфере у вас большее количество
плюсов, именно этот вид одарённости у вашего ребёнка. Если у вас одинаковое
количество плюсов по разным видам
одарённости (например, художественно-эстетическая и артистическая), то у ребёнка
есть большие творческие возможности
Обработка данных и построение «Профиля одарённости»
ребёнка.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Изобразительно-художественная одаренность.
2. Музыкальная одаренность. 3. Литературная одаренность. 4. Артистическая одаренность.
5. Техническая одаренность. 6. Лидерская одаренность. 7. Спортивная одаренность. 8. Интеллектуальная одаренность.