19.02.2024
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №111 «Дашенька»
Развитие творческой активности детей младшего дошкольного возраста
через нетрадиционные способы и приёмы в рисовании.
Составитель: Пак Т.Ю.
Содержание программы:
-Пояснительная записка.
-Цели и задачи программы.
-Особенности программы.
-Основные способы и формы работы с детьми.
-Основные методики нетрадиционных техник рисования.
-Планируемые результаты
-Мониторинг
-Средства, необходимые для реализации программы.
-Методы и приёмы обеспечения реализации программы
-Учебно-тематический план.
-Примерное перспективное планирование на 2 возраста
-Литература, используемая педагогом для разработки программы
и организации образовательного процесса.
-Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 и другими нормативными документами:
-Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
-Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 года №1155 г. Москва.
-«Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года, (далее-СанПиН)
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам ДО».
-Устав МАДОУ «Детского сада №111 «Дашенька» г. Улан-Удэ.
-Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой и др. авторов коллектива кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Нетрадиционное рисование интересный и полезный вид деятельности, который благотворно влияет на развитие ребёнка в целом: развивает мелкую моторику руки, пробуждает эмоциональную отзывчивость, воспитывает чувство прекрасного; развивает внимание, память, воображение, фантазию, наблюдательность; формирует усидчивость. Часто несёт в себе даже элементы психотерапии-отвлекает, успокаивает и занимает. И несомненно играет важную роль в психическом развитии малыша, ведь самоценным является не просто конечный результат-рисунок, а развитие личности ребёнка в процессе самой деятельности, получение от неё удовлетворённости и наслаждения, и развитие уверенности в своих способностях.
Важно не упустить возможности, которые открыты в младшем дошкольном возрасте, необходимо развивать способность ребёнка образно воспринимать окружающий мир, научиться придумывать яркие образы и сюжеты в рисунке. Именно нестандартные подходы к организации изодеятельности удивляют и восхищают малышей, стимулируя и мотивируя заниматься данной деятельностью совместно со взрослым. Рисование нетрадиционными материалами и способами привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования знакомых предметов в качестве художественных средств, удивляет своей оригинальностью и непредсказуемостью. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности детей и их творческую активность, и совсем не страшно, что маленький художник перепачкается краской, важнее-чтобы он получил удовольствие от процесса рисования и радость от конечного результата своего творческого труда-рисунка.
Новые подходы раскрепощают ребёнка, не вынуждают его действовать в рамках образцов, не подавляют развитие личности, а наоборот пробуждают фантазию .
Поэтому данная программа направлена на раскрытие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, развитие их воображения и самостоятельной творческой активности. Программа носит инновационный характер т.к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы рисования: пальчиковая живопись, рисование ладошкой, тампонирование и штампонирование, рисование на крупах, песке, подручными средствами; монография, монотипия, по мокрому листу и др.
Данная программа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе .
Основная целью программы является - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
развивающие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей.
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
обучающие:
• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием, так же нетрадиционных материалов.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений искусства, окружающих предметов.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
Работа по данному направлению проводится следующим образом.
Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры.
Стремясь установить доверительные отношения, взрослый обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет тактильный контакт, часто берет ребенка на руки; проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам. Обучение проводится в мягкой форме без насилия.
В целях улучшения настроения ребенка организуются сенсорные игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, воздушными шарами, мыльными пузырями.
Непосредственно – эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие проводили в форме игры. Взрослый учит жестом и словом выражать свое отношение к игрушке, людям. Он демонстрирует семиотическое значение движений, несущих различный обобщенный смысл, при этом связывая их с образом песен, стихов, потешек: пожать плечами, покачать головой (как «мишка»), топнуть ножкой («рассердился мишка»), погрозить пальчиком (как курочка в песенке «Цыплята»). Все это отражает смысл ситуации, помогает использовать эти знаки в общении. Взрослый побуждает малышей действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей.
Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Однако они тесно связаны друг с другом.
Второй этап направлен на развитие зрительного внимания,образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей).На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно - двигательной координации. С этой целью подобрана серия пальчиковых игр («Намотаем клубочек ниток», «Собери снеговика» и т.д.).
Третий этап - реализуются задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностных, но и голосовых и деловых контактов, а также оказанию адекватных способов помощи детям и достижению совместного результата практической деятельности на основе общения. При этом важным моментом является формирование положительной мотивационно – потребностной основы изобразительной деятельности, интереса к её результатам.На этом этапе ребенок обучается работать с различными инструментами, материалами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки, печатка, тампонирование и т.д.).
Для формирования игровой мотивации используется прием «многослойного» рисования, т.е. повторного обращения к рисунку, что вызывает у детей доброе отношение к «своему» персонажу, желание помогать ему.
К пониманию необходимости действовать совместно с взрослым подводить через сочетание в занятии индивидуальной и совместной деятельности, через принятие трех позиций по отношению к партнеру: ребенок «над» партнером — ребенок «подчинен» партнеру — ребенок «на равных» с партнером. В процессе совместной деятельности подчеркивается, что вместе рисовать интереснее и быстрее, что мы помогаем друг другу в работе. Важно, что бы рисунок выполнял функцию наглядной оценки успешности взаимодействия.
При обучении рисованию учитываются индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывать детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.
Для создания выразительного художественного образа можно использовать интегрирование аппликации и рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придаётся материалу, которым дети могут рисовать: палочка с ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т.д.
На данном этапе реализуется задача развития у детей умения искать и находить сходство рисунка с предметом и называть его; способность понимать, «читать» свой рисунок, находить среди работ свой рисунок.
Для формирования положительной мотивационно – потребностной основы изобразительной деятельности и интереса к её результатам целесообразно использовать приемы:
-показ изготовленных рисунков и обыгрывание уже готовых изображений;
-демонстрация рисунков на выставках в группе, учреждении;
-оформление и рассматривание альбомов с детскими рисунками.
Организуя работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Так как дети от 2 до 4 лет , только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием
Основные способы и формы работы с детьми
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка «Художники в памперсах». Общее количество занятий в год -70., время занятий: в 1мл/гр 8-12 мин, во 2мл/гр 10-15 мин.
Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 2-4 года и рассчитана на два года обучения.
Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год | |
1 год :1 академический час (10 мин) 2 год : 1 академический час (15 мин) | 1/2 раза 1/2 раза | 2 часа 2 часа | 70 часов 70 часов |
Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, подгрупповые и индивидуальные.
В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы:
словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работ. Основные методики нетрадиционных техник рисования
Занятия по разработанным Т.С.Комаровой и Т.Г.Казаковой методикам явно недостаточно для выработки у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Ведь изначально рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.
Нетрадиционные техники рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
А вот техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.
Приём «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)
Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
Планируемые результаты
-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
-Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук..
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей младшего дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре (октябре), итоговый - в мае).
Для получения более точных результатов проводится диагностическое обследование с детьми. Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, используются критерии, разработанные Т.С. Комаровой:
1. Содержание изображения.
2. Передача формы
3. Строение предмета
4. Передача пропорций предмета в изображении
5. Композиция
6. Цвет
7. Уровень самостоятельности
8. Творчество.
При анализе можно условно считать уровни изобразительных умений детей , приобретённых в ходе реализации данной программы.
Высокий - ребенок изображает предметы, используя различные нетрадиционные материалы; передает форму, строение предмета и его пропорции, композицию, цвет; преобладает несложный сюжет; выполняет работу самостоятельно, без помощи взрослого, проявляет инициативу и творческий подход в выборе материалов для рисования.
Средний – ребенок передает изображения с незначительным искажением, имеет отступления от реальной окраски, использует некоторые нетрадиционные материалы, требуется незначительная помощь взрослого, присутствует оригинальность изображения; имеет стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Средства, необходимые для реализации программы
- Создание художественно-развивающей среды в группе. - Разработка НОД по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация в рамках кружковой деятельности.
-Использование дополнительной методической литературы по нетрадиционному рисованию.
В программе используются также различные приемы:
-наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов); активизация внимания ребенка на форме, красках, линиях листьев, цветов деревьев; сравнение образов животных, птиц, насекомых;
-нахождение в окружающей действительности предметов, похожих на круг, овал, треугольник, квадрат;
-показ произведений русского декоративно-прикладного искусства (дымковской, городецкой игрушки, семеновской матрешки);
-рассматривание картинок, картин, иллюстраций;
-инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;
-дидактические игры с цветными шарами, матрешками, мозаикой, природным материалом.
-привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
Просветительскую работу с родителями в форме консультаций, наглядной информации, мастер-классов.
Учебно-тематический план
п/п | Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Рисование пальчиками и ладонью | 1 | 12 | 13 |
2. | Работа в технике кляксография | 1 | 4 | 5 |
3. | Рисование приёмом тампонирование | 1 | 10 | 11 |
4. | Рисование в технике печатания | 1 | 8 | 9 |
5. | Рисование по мокрой бумаге | 2 | 8 | 10 |
6. | Работа в технике монотипия | 4 | 18 | 22 |
Итого: | 10 | 70 |
Месяц Название блока/Тема занятий
сентябрь Первые шаги Малышей: карандаша и кисточки
1-2 «Каляки-маляки»
3-4 «Нарисованные истории»
5-6 «Карандаш пришел с друзьями, поиграйте, дети с нами»
7-8 «Нарисуем письмо маме и папе
итого: 8 занятий
октябрь Рисование пальчиками и ладошкой: «Опускаем пальцы в краску»
1 «Дождик, дождик, кап, да кап»
2-3 «Падают, падают листья »
4 «Звездочки на небе»
5 «Ладошки»
6 «Осьминожки»
7-8 «Птички» итого: 8 занятий
ноябрь Знакомство с гуашью: «Гуашевое волшебство»
1 «Цветная вода»
2-3«Смешиваем краски»
4«Путешествие волшебной капли»
Рисование поролоновым тампоном и ватными палочками: «Штампы»
5-6«Воздушные шары»
7-8 «Осенний лес» итого: 8 занятий
декабрь Приём "тампонирование"«Зимушка-зима»
1-2 «Белый снег пушистый в воздухе кружится» рисование кистью,
приём «примакивание»
3-4 «Кто гулял в лесу дремучем, оставляя след?»
5-6«Маленькая елочка в гости к нам пришла» (тампонирование)
7-8 «Украсим шарики для елки»
итого: 8 занятий
январь 1-3 «Вот зима, кругом бело» - (использование тычка)
4-5 «Ягодки рябины»
6 «Украсим шарфик»
итого: 6 занятий
февраль «Путешествие волшебной капли» -рисование по мокрой бумаге
1 "Бурятская шапочка"
2-4 «Волшебная терапия» рисование восковыми карандашами
5-8 «Чудеса монотипиии»
итого: 8 занятий
март 1-3 «Веточка мимозы на открытке – подарок маме»
4 «Помогите зайчику» рисование пальчиком на крупе
5-6 «Распушились вербочки»
7-8 «Сосульки тают: кап, кап»
итого: 8 занятий
апрель Рисование оттисков печатками из картофеля и др. овощей:
1-2 «Овощи на тарелке»
3-4 «Расписное пасхальное яйцо»
5-6 «Угостим кукол фруктами»
7-8 «Гусеница» итого: 8 занятий
май 1-2 «Праздничный
3-4 «Одуванчики»
5-6 «Бабочки на лугу"
7-8«Мы умеем рисовать»
итого: 8 занятий в месяц
в год: 70 занятий
Примерный перспективный план на один учебный год ( 2 мл/группа) Сентябрь
1-2. «Картинки на песке»-Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками на песке Создание изображений на песке: рисование палочкой на сухом песке, отпечатки ладошек на влажном песке.
3-4 «Весёлый человечек»-Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками на песке. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Сравнение свойств сухого и влажного песка.
5-6.« Весёлые мухоморы»-Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.
7-8 «Мой веселый звонкий мяч»-Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Итого: 8 занятий
Октябрь.
.-2. «Разноцветные шарики»-Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках
3-4. «Красивые листочки»
Освоение художественной техники печатания. Знакомство с красками. Нанесение краски на листья (способом окунания в ванночку) и создание изображений – отпечатков. Развитие чувства цвета.
5-6. «Ягодка за ягодкой «(на кустиках)
Создание ритмичной композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок – ватными палочками.
7-8. «Листочки танцуют»
Освоение техники рисования кисточкой (промывание, набирание краски, примакивание). Рисование осенних листьев – отпечатки на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма . Итого: 8 занятий
Ноябрь.
1-2. «Вот ёжик - ни головы, ни ножек»
Создание образа ёжика в сотворчестве с воспитателем: дорисовывание «иголок» - коротких прямых линий. Дополнение образа по своему желанию
3-4. «Моя любимая чашка»
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.бумаги. Воспитывать аккуратность.
5-6. « Рябинка»
Учить рисовать на ветке ягодки( пальчиками) и листики (примакиванием).Закрепить данные приёмы рисования.
7-8. «Вот какие ножки у сороконожки»
Освоение техники рисования вертикальных линий. Дорисовывание ножек длинной сороконожке, изображенной воспитателем. Развитие чувства формы и ритма. . Итого: 8 занятий
Декабрь.
1-2. «Снежок порхает, кружится»
Создание образа снегопада. Закрепление приема рисование пальчиками или ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма.
3-4. «Весёлые рыбки»
Продолжать учить рисовать с помощью ладошки. Развивать воображение.
5-6.«Мои любимые домашние животные»
Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью-учить имитировать шерсть животного.
7-8 «Полосатые полотенца для лесных зверушек»
Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий) . Итого: 8 занятий
Январь.
1-2«Маленькой ёлочке холодно зимой»
Рисование пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа.(снежинки, снежные комочки)
3-4.«Весёлый снеговичок»
Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура
5-6. «Мои рукавички»
Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. . Итого: 6 занятий
Февраль.
1-2.«Вот какие у нас сосульки!»
Освоение способа рисования вертикальных линий разной длины кисточкой. Развитие чувства формы, цвета, ритма.
3-4. Автомобиль для папы»
Упражнять в рисовании пальчиками, вызвать интерес к подарку для папы
5-6 .«Вот какой у нас салют!»
Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта нетрадиционными приемами (примакивание тампоном, тряпочкой, пробкой). Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности
7-8. «Разноцветные флажки»
Самостоятельное рисование красивых узоров на флажках разной формы. Воспитание самостоятельности, уверенности. Развитие чувства формы и цвета . Итого: 8 занятий
Март.
1-3.«Мимоза для мамочки»
Продолжать упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.
4.«Солнышко лучистое»
Рисование ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки-лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие.
5-6. «Нарядные матрешки»
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.
7-8.«Цыплятки»
Создание выразительных образов желтых цыплят, гуляющих по зеленой травке. Самостоятельный выбор художественных материалов
. Итого: 8 занятий
Апрель
1-2« Божьи коровки на лужайке»
Продолжать упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умения равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.
3-4.Птички – невелички»
Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений. Знакомство с возможностью получения образов с помощью отпечатков ладошек. Понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят).
5-6.« Цветочек радуется солнышку»
Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок, дополнять стебельком, листиками ,травкой вокруг .Развивать чувство композиции.
7-8. «Жили у бабуси два весёлых гуся»
Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство. Закреплять умение дополнять изображение деталями.
. Итого: 8 занятий
Май.
1-2.Радуга-дуга»
Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору, развитие творческого воображения
3-5.« Одуванчики»
Закрепить умения детей использовать знакомые техники рисования .Учить создавать выразительный образ одуванчиков.
Развивать чувство композиции.
6.«Улитка, улитка, выпусти рога»
Продолжать формировать интерес к изображению предметов пластилином на плоскости.
7.«Воздушные шары»
Научить прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
8. Совместное оформление выставки детских работ. .
Итого: 8 занятий
..
Литература, используемая педагогом для разработки программы
и организации образовательного процесса
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с..
4.Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с
5.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.2005
6.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
7.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004
8.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 20036«Дошкольное воспитание» - №4 1993 г.
7 «Дошкольное воспитание» - №2 1996 г.
8. «Дошкольное воспитание» - № 2 2004 г.
9. «Дошкольное воспитание» - №8 2005 г.
10.«Дошкольное воспитание» - №6 2007 г.
11. «Дошкольное воспитание» - №7 2007 г.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.
1..Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М. : Чистые пруды, 2007.-32с. : ил 2.Медиоресурсы интернета « МААМ.ru», «Почемучка.ru» и т.д
3.Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
4.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
5.Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.