03.10.2022
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №111 «Дашенька» г. Улан-Удэ
Рабочая программа по дополнительному образованию
"Бумажные фантазии"
Средняя группа
Составитель:
Кокорина Елена Андреевна
Улан-Удэ
2021 год
Оглавление | |||
1. Целевой раздел | |||
1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………….. | 3 | ||
1.2. Планируемые результаты……………………………………………………………. | 5 | ||
2. Содержательный раздел | |||
2.1.Описание форм, способов, методов и средств……………………………………… | 7 | ||
3. Организационный раздел | |||
3.1.Особенности осуществления образовательного процесса…………………………. | 9 | ||
3.2.Техника безопасности работы с бумагой и особенности используемого материала…………………………………………………………………………………….10 | |||
3.3. Перспективный план работы …………………………………………………….. | 11 | ||
Список использованной литературы………………………………….....................15 | |||
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок. Интерес к этой технике связан с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Создаются сюжетно-тематические композиции, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненные в технике аппликации.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Цель программы – ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. и базовыми формами оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Возрастные особенности детей пятого года жизни
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни
1.2. Планируемые результаты освоения программы:
В результате обучения по данной программе дети:
1. Научатся различным приемам работы с бумагой.
2. Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
3. Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
4. Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
5. Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение.
6. Мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
7. Познакомятся с искусством оригами.
8. Овладеют навыками культуры труда.
Результативность данной программы
Воспитанники будут знать:
1. Различные способы и приемы бумажной пластики и оригами: свертывание, скручивание, складывание; рваная бумага, мятая бумага, аппликация, конструирование из бумаги.
2. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага для ксерокса, рифленый картон, обёрточная бумага, обои.
3.Назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.
Воспитанники будут уметь:
1. Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки. Создавать аппликации. Использовать навыки декоративного конструирования, располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.
2. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться книгам, картинам, предметам окружающего нас предметного мира. Заботиться о домашних животных. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.
3. Овладеют практическими навыками в использовании бумажных изделий в повседневной жизни.
Освоение Рабочей программы «В стране оригами» не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестации детей. При её реализации оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (мониторинга).
Особенности проведения педагогического мониторинга.
Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребёнка и используется при решении следующих задач:
индивидуализации образования в т.ч. поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития;
оптимизации работы с группой детей;
Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
В связи с этим педагогический мониторинг:
× не содержит каких-либо оценок развития ребёнка, связанных с фиксацией образовательных достижений;
× позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;
× учитывает зону ближайшего развития ребёнка по каждому из направлений;
× позволяет рассматривать весь период развития ребёнка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы «Бумажные фантазии»
Форма проведения занятий: занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа.
Методы и приёмы: наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, поисковых, игровых и творческих ситуаций.
Средства: художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты, технические средства, ИКТ.
Принципы:
Принцип наглядности- предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип систематичности и последовательности- предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностно-ориентированного общения- в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
Методы:
Беседа, рассказ, сказка, загадывание загадок.
Рассматривание иллюстраций.
Показ образца выполнения последовательности работы.
Формы проведения итогов реализации программы:
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок детских работ.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами
Владение ножницами.
Обработка квадрата.
Создание основ (базовых форм) оригами
Аппликативное оформление оригами.
Составление творческих композиций.
Решение образовательных задач Рабочей программы осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работы с дошкольниками.
Одной из основных образовательных задач Рабочей программы является индивидуализация образовательного процесса. В целях ее обеспечения особое внимание в рабочей программе уделяется:
× поддержке интересов ребёнка со стороны взрослых, поощрению вопросов, инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках;
× ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей, методами, средствами и формами их реализации; согласование с ними маршрутов индивидуального развития ребёнка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребёнка.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности осуществления образовательного процесса
Режим занятий:
Программа «Бумажные фантазии» рассчитана на 6 месяцев (второе полугодие) (средняя группа). Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 10 - 12 человек (по подгруппам). Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий 20 минут.
Год | Количество занятий | Кол-во | |
В месяц | За полгода | ||
средняя группа | 4 | 24 | 10-12 (по подгруппам) |
Расписание занятий
День недели | Группа | Время |
Пятница | 1 группа | 15.00-15.20 |
2 группа | 15.20-15.40 | |
15.40-16.00 |
Работа по формированию навыков по оригами проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Организационный этап: общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей. | |
Вводная часть | беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, повторение названия базовой формы; повторение действий прошлого занятия; повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности. |
Физкультурная пауза | |
Основная часть | Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности) загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.); показ образца; рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали); Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок. Повторение правил складывания. показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков); самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте; |
Заключительная часть | Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности, просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач, фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ, оценка их детьми и педагогом. |
3.2. Техника безопасности работы с бумагой и особенности используемого материала
При работе с бумагой понадобятся ножницы, клей, кисточка; всё это надо аккуратно хранить, не размахивать ножницами, не играть ими, потому что ножницы – это режущий предмет и обращаться с ними надо осторожно.
Техника безопасности при работе с ножницами:
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами.
2. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
3. При работе внимательно следи за направлением реза.
4. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
5. Не держи ножницы лезвиями вверх.
6. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.
7. Не режь ножницами на ходу.
8. Не подходи к товарищу во время работы.
9. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
Техника безопасности при работе с клеем:
1. Клей выдавливать маленькими порциями.
2. Пользоваться салфеткой и кисточкой.
3. При попадании в глаза или на одежду смыть большим количеством воды.
4. Кисти выбирать в зависимости от склеиваемой поверхности. Во время работы нужно класть кисть на горизонтальную подставку, а после работы – промыть водой и протереть.
5. Для склеивания лучше применять мучной клей, хорош и ПВА, но его следует немного разбавить водой. Фигуры намазывают клеем на подстилке – картоне, газете, салфетке.
Особенности работы с бумагой:
× линия среза должна быть чёткой, без зазубрин (это происходит, если тупые ножницы);
× прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами;
× отрезайте бумагу по прямой линии, опускайте ей вниз, одновременно продвигая ножницы вверх;
× при вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а бумага направляется правой рукой по намеченным линиям;
× очень мелкие детали и отверстия в бумаге вырезайте небольшими ножницами. Для этого сначала сделайте небольшой надрез, а затем вырезайте середину; - при работе с бумагой заботьтесь об экономии её расходования.
× после работы все обрезки бумаги собрать и сложить в коробочку – для экономии бумаги.
3.3. Перспективный план работы
Учебно-тематический план.
№ П/П |
Название темы |
Кол-во Занятий |
1 | Знакомство с разными видами бумаги | 3 |
2 | Правила пользования материалами и инструментами | 1 |
3 | Познакомить детей с основными терминами, принятыми в оригами | 2
|
4 | Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами | 2 |
5 | Складывание листа бумаги пополам (точно соединяем стороны) | 1 |
6 | Складывание листа бумаги по диагонали (точно соединяем углы) | 1 |
7 | Повторение приемов складывания бумаги (пополам и по диагонали) | 1 |
8 | Упражнение – складывание салфеток для сервировки обеденного стола | 1
|
9 | Сказка квадратика | 1 |
10 | Цветок | 1 |
11 | Елочка | 1 |
12 | Гриб | 1 |
13 | Гусеница | 1 |
14 | Яблоко | 1 |
15 | Бабочка | 1 |
16 | Груша | 1 |
17 | Самолет | 1 |
18 | Рыбка | 1 |
19 | Кораблик | 1 |
20 | Итоговое занятие | 1 |
| ИТОГО | 24 |
Месяц
| Вид занятия |
Тема |
Программное содержание |
Январь | Ознакомление со свойствами бумаги | Удивительная бумага - 1 | Познакомить детей со свойствами бумаги, её особенностями, использование и применение в детском творчестве |
Ознакомление со свойствами бумаги | Удивительная бумага - 2 | Познакомить детей со свойствами плотной бумаги на примере картона, ее особенностями, использование и применение в детском творчестве | |
Ознакомление со свойствами бумаги | Удивительная бумага - 3 | Познакомить детей со свойствами бумаги, на примере бумаги крепа, бархатной бумаги, гофра картона, их особенности, использование и применение в детском творчестве | |
Ознакомление с правилами безопасности | Правила пользования материалами и инструментами
| Познакомить детей с правилами техники безопасности, рассказать о безопасном пользовании материалами и инструментами | |
Февраль | Общие сведения об оригами | Познакомить детей с основными терминами, принятыми в оригами | Научить детей проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию. Познакомить с такими терминами как, сторона квадрата, левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, правый нижний угол |
Общие сведения об оригами | Познакомить детей с основными терминами, принятыми в оригами | Научить детей проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию. Познакомить с такими терминами как, верхний угол, нижний угол, левый угол, правый угол, левая верхняя сторона, правая верхняя сторона, левая нижняя сторона, правая нижняя сторона | |
Общие сведения об оригами | Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами | Научить детей распознавать условные знаки, принятые в оригами (линия сгиба, перегнуть и разогнуть) | |
Общие сведения об оригами | Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами | Научить детей распознавать условные знаки, принятые в оригами (надрезать, отрезать) | |
Март | Конструирование | Сказка квадратика | Познакомить детей с поделками из бумаги. Закреплять виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость |
Конструирование | Цветок | Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, хорошо проглаживать сгиб. Используя аппликацию, оформить цветочную композицию. Развивать у детей художественный вкус. | |
Конструирование | Ёлочка | Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество | |
Конструирование | Гриб | Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. напомнить правила безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка. | |
Апрель | Конструирование | Гусеница | Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов, склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем |
Конструирование | Яблоко | Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук | |
Конструирование | Бабочка | Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки | |
Конструирование | Груша | Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ прямоугольника-груши. Развивать мелкую моторику рук
| |
Май | Конструирование | Самолет | Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны |
| Конструирование | Рыбка | Закрепить умение детей складывать форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество |
| Конструирование | Кораблик | Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки |
| Конструирование | Итоговое занятие: | Оформить выставку детских работ. |
Список используемой литературы:
Афонькин С. Ю. Игры с бумагой для самых маленьких. - Издательство: "Питер" , 2013
Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.1.
Смородкина О.Г. Оригами. - М.: Астрель, СПб.: Сова, 2011.
Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. - Издательство: Детство-Пресс, 2016 г
Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. - Издательство: "Академия развития" , 2007.
Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – Рипол Клссик, 2006.
Интернет – источники