Программа дополнительного образования "Бумажные фантазии" (оригами)

03.10.2022

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №111 «Дашенька» г. Улан-Удэ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по дополнительному образованию

"Бумажные фантазии"

 

Средняя группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Кокорина Елена Андреевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2021 год

Оглавление

1. Целевой раздел

 

1.1.Пояснительная записка……………………………………………………………..

3

1.2. Планируемые результаты…………………………………………………………….

5

2. Содержательный раздел

 

2.1.Описание форм, способов, методов и средств………………………………………

7

3. Организационный раздел

 

3.1.Особенности осуществления образовательного процесса………………………….

9

3.2.Техника безопасности работы с бумагой и особенности используемого материала…………………………………………………………………………………….10

 

 

3.3. Перспективный план работы ……………………………………………………..

11

Список использованной литературы………………………………….....................15

 

 

 

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

 

Время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок. Интерес к этой технике связан с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Создаются сюжетно-тематические композиции, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненные в технике аппликации.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

 

Цель программы – ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

 

Задачи программы:

Обучающие:

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. и базовыми формами оригами.

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

 

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать пространственное воображение.

 

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству оригами.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 

Возрастные особенности детей пятого года жизни

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.

Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни

1.2. Планируемые результаты освоения программы:

 

В результате обучения по данной программе дети:

1.    Научатся различным приемам работы с бумагой.

2.    Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.

3.    Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами

4.    Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

5.    Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение.

6.    Мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.

7.    Познакомятся с искусством оригами.

8.    Овладеют навыками культуры труда.

 

Результативность данной программы

Воспитанники будут знать:

1. Различные способы и приемы бумажной пластики и оригами: свертывание, скручивание, складывание; рваная бумага, мятая бумага, аппликация, конструирование из бумаги.

2. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага для ксерокса, рифленый картон, обёрточная бумага, обои.

3.Назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.

 

Воспитанники будут уметь:

1. Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки. Создавать аппликации. Использовать навыки декоративного конструирования, располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.

2. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться книгам, картинам, предметам окружающего нас предметного мира. Заботиться о домашних животных. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.

3. Овладеют практическими навыками в использовании бумажных изделий в повседневной жизни.

Освоение Рабочей программы «В стране оригами» не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестации детей. При её реализации оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

 

Особенности проведения педагогического мониторинга.

Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребёнка и используется при решении следующих задач:

индивидуализации образования в т.ч. поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития;

оптимизации работы с группой детей;

Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

В связи с этим педагогический мониторинг:

×          не содержит каких-либо оценок развития ребёнка, связанных с фиксацией образовательных достижений;

×          позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;

×          учитывает зону ближайшего развития ребёнка по каждому из направлений;

×          позволяет рассматривать весь период развития ребёнка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника.

 
 

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы «Бумажные фантазии»

 

Форма проведения занятий: занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа.

 

Методы и приёмы: наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, поисковых, игровых и творческих ситуаций.

 

Средства: художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты, технические средства, ИКТ.

 

Принципы:

Принцип наглядности- предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип систематичности и последовательности- предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип личностно-ориентированного общения- в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

 

Методы:

Беседа, рассказ, сказка, загадывание загадок.

Рассматривание иллюстраций.

Показ образца выполнения последовательности работы.

 

Формы проведения итогов реализации программы:

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок детских работ.

 

Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами

Владение ножницами.

Обработка квадрата.

Создание основ (базовых форм) оригами

Аппликативное оформление оригами.

Составление творческих композиций.

 

Решение образовательных задач Рабочей программы осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работы с дошкольниками.

Одной из основных образовательных задач Рабочей программы является индивидуализация образовательного процесса. В целях ее обеспечения особое внимание в рабочей программе уделяется:

×          поддержке интересов ребёнка со стороны взрослых, поощрению вопросов, инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках;

×          ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей, методами, средствами и формами их реализации; согласование с ними маршрутов индивидуального развития ребёнка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1. Особенности осуществления образовательного процесса

 

Режим занятий:

Программа «Бумажные фантазии» рассчитана на 6 месяцев (второе полугодие) (средняя группа). Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 10 - 12 человек (по подгруппам). Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий 20 минут.

Год
обучения

Количество занятий

Кол-во
детей
в группе

В месяц

За полгода

 средняя группа

4

24

10-12

(по подгруппам)

 

Расписание занятий

 

День недели

Группа

Время

 

Пятница

1 группа

15.00-15.20

2 группа

15.20-15.40

3 группаХочу такой сайт

15.40-16.00

 

Работа по формированию навыков по оригами проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Организационный этап: общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей.

 

 

Вводная часть

беседа, мобилизация внимания,

создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей,

повторение названия базовой формы;

повторение действий прошлого занятия;

повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

 

Физкультурная пауза

 

 

 

Основная часть

 

Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности)

загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);

показ образца;

рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.

Повторение правил складывания.

показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

 

 

Заключительная часть

 

Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности, просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач, фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ, оценка их детьми и педагогом.

 

3.2. Техника безопасности работы с бумагой и особенности используемого материала

 

При работе с бумагой понадобятся ножницы, клей, кисточка; всё это надо аккуратно хранить, не размахивать ножницами, не играть ими, потому что ножницы – это режущий предмет и обращаться с ними надо осторожно.

 

Техника безопасности при работе с ножницами:

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами.

2. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

3. При работе внимательно следи за направлением реза.

4. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

5. Не держи ножницы лезвиями вверх.

6. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.

7. Не режь ножницами на ходу.

8. Не подходи к товарищу во время работы.

9. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

 

Техника безопасности при работе с клеем:

1. Клей выдавливать маленькими порциями.

2. Пользоваться салфеткой и кисточкой.

3. При попадании в глаза или на одежду смыть большим количеством воды.

4. Кисти выбирать в зависимости от склеиваемой поверхности. Во время работы нужно класть кисть на горизонтальную подставку, а после работы – промыть водой и протереть.

5. Для склеивания лучше применять мучной клей, хорош и ПВА, но его следует немного разбавить водой. Фигуры намазывают клеем на подстилке – картоне, газете, салфетке.

 

Особенности работы с бумагой:

×          линия среза должна быть чёткой, без зазубрин (это происходит, если тупые ножницы);

×          прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами;

×          отрезайте бумагу по прямой линии, опускайте ей вниз, одновременно продвигая ножницы вверх;

×          при вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а бумага направляется правой рукой по намеченным линиям;

×          очень мелкие детали и отверстия в бумаге вырезайте небольшими ножницами. Для этого сначала сделайте небольшой надрез, а затем вырезайте середину; - при работе с бумагой заботьтесь об экономии её расходования.

×          после работы все обрезки бумаги собрать и сложить в коробочку – для экономии бумаги.

 

3.3. Перспективный план работы

Учебно-тематический план.

 

П/П

 

Название темы

 

Кол-во

Занятий

1

Знакомство с разными видами бумаги

3

2

Правила пользования материалами и инструментами

1

3

Познакомить детей с основными терминами, принятыми в оригами

2

 

4

Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами

2

5

Складывание листа бумаги пополам (точно соединяем стороны)

1

6

Складывание листа бумаги по диагонали (точно соединяем углы)

1

7

Повторение приемов складывания бумаги (пополам и по диагонали)

1

8

Упражнение – складывание салфеток для сервировки обеденного стола

1

 

9

Сказка квадратика

1

10

Цветок

1

11

Елочка

1

12

Гриб

1

13

Гусеница

1

14

Яблоко

1

15

Бабочка

1

16

Груша

1

17

Самолет

1

18

Рыбка

1

19

Кораблик

1

20

Итоговое занятие

1

 

ИТОГО

24

 

 

Месяц

 

Вид

занятия

 

Тема

 

Программное содержание

 

Январь

Ознакомление со свойствами бумаги

Удивительная бумага - 1

Познакомить детей со свойствами бумаги, её особенностями, использование и применение в детском творчестве

 

Ознакомление со свойствами бумаги

Удивительная бумага - 2

Познакомить детей со свойствами плотной бумаги на примере картона, ее особенностями, использование и применение в детском творчестве

Ознакомление со свойствами бумаги

Удивительная бумага - 3

Познакомить детей со свойствами бумаги, на примере бумаги крепа, бархатной бумаги, гофра картона, их особенности, использование и применение в детском творчестве

Ознакомление с правилами безопасности

Правила пользования материалами и инструментами

 

Познакомить детей с правилами техники безопасности, рассказать о безопасном пользовании материалами и инструментами

 

Февраль

Общие сведения об оригами

Познакомить детей с основными терминами, принятыми в оригами

Научить детей проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию. Познакомить с такими терминами как, сторона квадрата, левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, правый нижний угол

Общие сведения об оригами

Познакомить детей с основными терминами, принятыми в оригами

Научить детей проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию. Познакомить с такими терминами как, верхний угол, нижний угол, левый угол, правый угол, левая верхняя сторона, правая верхняя сторона, левая нижняя сторона, правая нижняя сторона

 

Общие сведения об оригами

Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами

 

Научить детей распознавать условные знаки, принятые в оригами (линия сгиба, перегнуть и разогнуть)

Общие сведения об оригами

Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами

Научить детей распознавать условные знаки, принятые в оригами (надрезать, отрезать)

 

 

Март

Конструирование

Сказка квадратика

Познакомить детей с поделками из бумаги. Закреплять виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость

 

Конструирование

Цветок

Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, хорошо проглаживать сгиб. Используя аппликацию, оформить цветочную композицию. Развивать у детей художественный вкус.

 

Конструирование

Ёлочка

Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество

 

Конструирование

Гриб

Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. напомнить правила безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка.

 

 

Апрель

Конструирование

Гусеница

Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов, склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем

 

Конструирование

Яблоко

Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук

Конструирование

Бабочка

Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки

 

Конструирование

Груша

Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ прямоугольника-груши. Развивать мелкую моторику рук

 

Май

Конструирование

Самолет

Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны

 

 

Конструирование

Рыбка

Закрепить умение детей складывать форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество

 

 

Конструирование

Кораблик

Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки

 

Конструирование

Итоговое занятие:

Оформить выставку детских работ.

 

 

 

Список используемой литературы:

 

Афонькин С. Ю. Игры с бумагой для самых маленьких. - Издательство: "Питер" , 2013

Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.1.

Смородкина О.Г. Оригами. - М.: Астрель, СПб.: Сова, 2011.

Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. - Издательство: Детство-Пресс, 2016 г

Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. - Издательство: "Академия развития" , 2007.

Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей.  –  Рипол Клссик, 2006.

Интернет – источники

 

Наверх

Внимание!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».