Программа дополнительного образования "Бумажные фантазии"
11.03.2021
Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №111
«Дашенька» г. Улан-Удэ
Рабочая программа по дополнительному образованию
"Бумажные фантазии"
Средняя группа
Составитель:
Кокорина Елена
Андреевна
Улан-Удэ
2021 год
Оглавление |
|||
1. Целевой раздел |
|
||
1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………….. |
3 |
||
1.2. Планируемые результаты……………………………………………………………. |
5 |
||
2. Содержательный раздел |
|
||
2.1.Описание форм, способов, методов и средств……………………………………… |
7 |
||
3.
Организационный раздел |
|
||
3.1.Особенности осуществления образовательного
процесса…………………………. |
9 |
||
3.2.Техника безопасности работы с бумагой и
особенности используемого материала…………………………………………………………………………………….10 |
|
||
3.3. Перспективный план работы …………………………………………………….. |
11 |
||
Список
использованной литературы………………………………….....................15 |
|
||
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Время
вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным
становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения,
игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Предлагаемая
программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с
искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оригами
– традиционная техника складывания бумажных фигурок. Интерес к этой технике
связан с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей.
Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей
рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия
оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности,
целеустремленности.
Оригами
знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат,
треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными
терминами.
Оригами
активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка
возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов
складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их
значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами
совершенствует трудовые умения ребенка. Формирует культуру труда.
Оригами
способствует созданию игровых ситуаций. Создаются сюжетно-тематические
композиции, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются
фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненные в технике аппликации.
И
это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство
оригами.
Цель программы – ознакомление
детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и
эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники
оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомить
детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол,
сторона, вершина и т.д. и базовыми формами оригами.
Формировать
умения следовать устным инструкциям.
Обучать
различным приемам работы с бумагой.
Обогащать
словарь ребенка специальными терминами.
Создавать
композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развивать
внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать
мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать
художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать
пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать
интерес к искусству оригами.
Способствовать
созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать
трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно
и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Возрастные особенности
детей пятого года жизни
Пятый
год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка.
Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей.
Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только
средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей,
которых отличает довольно высокая возбудимость. Возникает и совершенствуется
умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который,
в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели
действия, но также и способах ее достижения.
Особое
значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение
имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются
познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться
правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Наряду
с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды
деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее
становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще
недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Восприятие
становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы,
последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение
между ними. Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного
возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных
свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями.
Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей
повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений,
зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение
вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются
ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение
неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных
запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости,
негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами,
нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным
проявлениям в поведении ребенка. На пятом году жизни дети активно овладевают
связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения,
рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни
1.2.
Планируемые результаты освоения программы:
В результате обучения по
данной программе дети:
1. Научатся
различным приемам работы с бумагой.
2. Будут
знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
3. Научатся
следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
4. Будут
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
5. Разовьют
внимание, память, мышление, пространственное воображение.
6. Мелкую
моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и
фантазию.
7. Познакомятся
с искусством оригами.
8. Овладеют
навыками культуры труда.
Результативность
данной программы
Воспитанники будут знать:
1.
Различные способы и приемы бумажной пластики и оригами: свертывание,
скручивание, складывание; рваная бумага, мятая бумага, аппликация, конструирование
из бумаги.
2.
Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера,
цветная бумага для ксерокса, рифленый картон, обёрточная бумага, обои.
3.Назначение
бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.
Воспитанники будут уметь:
1.
Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать,
свертывать, мять, рвать на нужные кусочки. Создавать аппликации. Использовать
навыки декоративного конструирования, располагать элементы декорирования
ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков. Располагать элементы
аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.
2.
Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться книгам, картинам,
предметам окружающего нас предметного мира. Заботиться о домашних животных.
Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.
3.
Овладеют практическими навыками в использовании бумажных изделий в повседневной
жизни.
Освоение Рабочей программы «В стране оригами» не
сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестации детей. При её
реализации оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической
диагностики (мониторинга).
Особенности проведения педагогического мониторинга.
Педагогический мониторинг осуществляется с целью
определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребёнка и
используется при решении следующих задач:
индивидуализации образования в т.ч. поддержки
ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития;
оптимизации работы с группой детей;
Педагогический мониторинг опирается на принципы
поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности
детства как важного этапа в общем развитии человека.
В связи с этим педагогический мониторинг:
×
не содержит каких-либо
оценок развития ребёнка, связанных с фиксацией образовательных достижений;
×
позволяет
фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать
его динамику;
×
учитывает зону
ближайшего развития ребёнка по каждому из направлений;
×
позволяет
рассматривать весь период развития ребёнка от рождения до школы как единый
процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к
паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития,
опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ
2.1.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы
«Бумажные фантазии»
Форма проведения занятий: занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная
деятельность, индивидуальная работа.
Методы и приёмы: наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и
эстетического выбора, поисковых, игровых и творческих ситуаций.
Средства: художественный и бросовый материал,
изобразительные инструменты, технические средства, ИКТ.
Принципы:
Принцип
наглядности- предполагает широкое представление соответствующей изучаемому
материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип
систематичности и последовательности- предполагает планирование изучаемого
познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети
усваивали знания постепенно.
Принцип
занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для
детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды
занятий, стремиться к достижению результата.
Принцип
тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала
по тематическим блокам.
Принцип
личностно-ориентированного общения- в процессе обучения дети выступают как
активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто
пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие –
приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип возрастных особенностей и индивидуальных
способностей.
Методы:
Беседа,
рассказ, сказка, загадывание загадок.
Рассматривание
иллюстраций.
Показ
образца выполнения последовательности работы.
Формы проведения итогов
реализации программы:
Составление
альбома лучших работ.
Проведение
выставок детских работ.
Технические навыки,
прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами
Владение
ножницами.
Обработка
квадрата.
Создание
основ (базовых форм) оригами
Аппликативное
оформление оригами.
Составление
творческих композиций.
Решение образовательных задач Рабочей программы
осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей
деятельностью детей и основной формой образовательной работы с дошкольниками.
Одной из основных образовательных задач Рабочей
программы является индивидуализация образовательного процесса. В целях ее
обеспечения особое внимание в рабочей программе уделяется:
×
поддержке
интересов ребёнка со стороны взрослых, поощрению вопросов, инициативы и
самостоятельности детей в различных культурных практиках;
×
ознакомлению
родителей с задачами индивидуального развития детей, методами, средствами и
формами их реализации; согласование с ними маршрутов индивидуального развития
ребёнка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребёнка.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности осуществления образовательного
процесса
Режим занятий:
Программа
«Бумажные фантазии» рассчитана на 6 месяцев (второе полугодие) (средняя
группа). Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе
кружка должна составлять 10 - 12 человек (по подгруппам). Занятия проводятся
один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий 20 минут.
Год |
Количество
занятий |
Кол-во |
|
В месяц |
За полгода |
||
средняя
группа |
4 |
24 |
10-12 (по подгруппам) |
Расписание занятий
День недели |
Группа |
Время |
Пятница |
1 группа |
15.00-15.20 |
2 группа |
15.20-15.40 |
|
3 группа |
15.40-16.00 |
Работа по
формированию навыков по оригами проводится в несколько этапов, на каждом из
которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Организационный этап: общая организация детей, подготовка необходимых
принадлежностей. |
|
Вводная часть |
беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации
изобразительной деятельности детей, повторение
названия базовой формы; повторение
действий прошлого занятия; повторение
правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности. |
Физкультурная
пауза |
|
Основная часть |
Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы
обучения (планирование деятельности) загадки, стихи,
раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия
(рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.); показ образца; рассматривание
образца, анализ (названия; форма основной детали); Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения,
предупреждение возможных ошибок. Повторение
правил складывания. показ
воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической
карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков); самостоятельное
изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте; |
Заключительная часть |
Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности, просмотр и
развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач, фиксирование
внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ, оценка их детьми
и педагогом. |
3.2.
Техника безопасности работы с бумагой и особенности используемого материала
При работе с
бумагой понадобятся ножницы, клей, кисточка; всё это надо аккуратно хранить, не
размахивать ножницами, не играть ими, потому что ножницы – это режущий
предмет и обращаться с ними надо осторожно.
Техника
безопасности при работе с ножницами:
1. Пользуйся
ножницами с закругленными концами.
2. Храни ножницы в
указанном месте в определенном положении.
3. При работе
внимательно следи за направлением реза.
4. Не работай
тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
5. Не держи
ножницы лезвиями вверх.
6. Не оставляй
ножницы с открытыми лезвиями.
7. Не режь
ножницами на ходу.
8. Не подходи к
товарищу во время работы.
9. Передавай
товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
Техника
безопасности при работе с клеем:
1. Клей
выдавливать маленькими порциями.
2. Пользоваться
салфеткой и кисточкой.
3. При попадании в
глаза или на одежду смыть большим количеством воды.
4. Кисти выбирать
в зависимости от склеиваемой поверхности. Во время работы нужно класть кисть на
горизонтальную подставку, а после работы – промыть водой и протереть.
5. Для склеивания
лучше применять мучной клей, хорош и ПВА, но его следует немного разбавить
водой. Фигуры намазывают клеем на подстилке – картоне, газете, салфетке.
Особенности работы с бумагой:
×
линия
среза должна быть чёткой, без зазубрин (это происходит, если тупые ножницы);
×
прямые
линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами;
×
отрезайте
бумагу по прямой линии, опускайте ей вниз, одновременно продвигая ножницы
вверх;
×
при
вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти
неподвижными, а бумага направляется правой рукой по намеченным линиям;
×
очень
мелкие детали и отверстия в бумаге вырезайте небольшими ножницами. Для этого
сначала сделайте небольшой надрез, а затем вырезайте середину; - при работе с
бумагой заботьтесь об экономии её расходования.
×
после
работы все обрезки бумаги собрать и сложить в коробочку – для экономии бумаги.
3.3. Перспективный план работы
Учебно-тематический план.
№ П/П |
Название темы |
Кол-во Занятий |
1 |
Знакомство с разными видами бумаги |
3 |
2 |
Правила пользования материалами и
инструментами |
1 |
3 |
Познакомить детей с основными терминами,
принятыми в оригами |
2
|
4 |
Познакомить детей с условными знаками,
принятыми в оригами |
2 |
5 |
Складывание листа бумаги пополам (точно соединяем
стороны) |
1 |
6 |
Складывание листа бумаги по диагонали (точно
соединяем углы) |
1 |
7 |
Повторение приемов складывания бумаги
(пополам и по диагонали) |
1 |
8 |
Упражнение – складывание салфеток для
сервировки обеденного стола |
1
|
9 |
Сказка квадратика |
1 |
10 |
Цветок |
1 |
11 |
Елочка |
1 |
12 |
Гриб |
1 |
13 |
Гусеница |
1 |
14 |
Яблоко |
1 |
15 |
Бабочка |
1 |
16 |
Груша |
1 |
17 |
Самолет |
1 |
18 |
Рыбка |
1 |
19 |
Кораблик |
1 |
20 |
Итоговое занятие |
1 |
|
ИТОГО |
24 |
Месяц
|
Вид занятия |
Тема |
Программное содержание |
Январь |
Ознакомление со свойствами бумаги |
Удивительная бумага - 1 |
Познакомить детей со свойствами бумаги,
её особенностями, использование и применение в детском творчестве |
Ознакомление со свойствами бумаги |
Удивительная бумага - 2 |
Познакомить детей со свойствами плотной
бумаги на примере картона, ее особенностями, использование и применение в
детском творчестве |
|
Ознакомление со свойствами бумаги |
Удивительная бумага - 3 |
Познакомить детей со свойствами бумаги,
на примере бумаги крепа, бархатной бумаги, гофра картона, их особенности,
использование и применение в детском творчестве |
|
Ознакомление с правилами безопасности |
Правила пользования материалами и
инструментами
|
Познакомить детей с правилами техники
безопасности, рассказать о безопасном пользовании материалами и инструментами |
|
Февраль |
Общие сведения об оригами |
Познакомить детей с основными терминами,
принятыми в оригами |
Научить детей проговаривать свои
действия, используя при этом специальную терминологию. Познакомить с такими
терминами как, сторона квадрата, левый верхний угол, правый верхний угол,
левый нижний угол, правый нижний угол |
Общие сведения об оригами |
Познакомить детей с основными терминами,
принятыми в оригами |
Научить детей проговаривать свои
действия, используя при этом специальную терминологию. Познакомить с такими
терминами как, верхний угол, нижний угол, левый угол, правый угол, левая верхняя
сторона, правая верхняя сторона, левая нижняя сторона, правая нижняя сторона |
|
Общие сведения об оригами |
Познакомить детей с условными знаками,
принятыми в оригами |
Научить детей распознавать условные
знаки, принятые в оригами (линия сгиба, перегнуть и разогнуть) |
|
Общие сведения об оригами |
Познакомить детей с условными знаками,
принятыми в оригами |
Научить детей распознавать условные
знаки, принятые в оригами (надрезать, отрезать) |
|
Март |
Конструирование |
Сказка квадратика |
Познакомить детей с поделками из бумаги.
Закреплять виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону.
Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение,
находчивость |
Конструирование |
Цветок |
Закреплять умение складывать квадрат по
диагонали, хорошо проглаживать сгиб. Используя аппликацию, оформить цветочную
композицию. Развивать у детей художественный вкус. |
|
Конструирование |
Ёлочка |
Закрепить умение складывать базовую
форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом
начиная с большего. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество |
|
Конструирование |
Гриб |
Закрепить знания о геометрических
фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник.
Чётко проглаживать линии сгиба. напомнить правила безопасного пользования
ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку –
грибочка. |
|
Апрель |
Конструирование |
Гусеница |
Научить детей мастерить гусеницу из пяти
квадратов, склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать
внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем |
Конструирование |
Яблоко |
Закрепить знания детей о фруктах и их
формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении,
создавая образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук |
|
Конструирование |
Бабочка |
Закрепить умение складывать из квадрата
треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию
сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны.
Вызвать желание к творческому оформлению поделки |
|
Конструирование |
Груша |
Закрепить знания детей о фруктах и их
формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении,
создавая образ прямоугольника-груши. Развивать мелкую моторику рук
|
|
Май |
Конструирование |
Самолет |
Совершенствовать навыки аккуратного
сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить
отгибать углы в противоположные стороны |
|
Конструирование |
Рыбка |
Закрепить умение детей складывать форму
треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба.
Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку
аппликацией. Развивать внимание, творчество |
|
Конструирование |
Кораблик |
Вспомнить получение базовой формы
треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая
линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание,
художественный вкус при оформлении поделки |
|
Конструирование |
Итоговое занятие: |
Оформить выставку детских работ. |
Список используемой литературы:
Афонькин С. Ю.
Игры с бумагой для самых маленьких. - Издательство:
"Питер" , 2013
Дегтева
В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез,
2012.1.
Смородкина
О.Г. Оригами. - М.: Астрель, СПб.: Сова, 2011.
Соколова С.В.
Оригами для самых маленьких. - Издательство: Детство-Пресс, 2016 г
Тарабарина Т.И.
Оригами для начинающих. - Издательство:
"Академия развития" , 2007.
Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей.
– Рипол Клссик, 2006.
Интернет – источники
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.03.2021
Дата обновления: 19.03.2021
Дата публикации: 11.03.2021