Педагогический проект «Любишь свой город-сделай его чище!»
24.01.2023
Педагогический проект «Любишь свой город-сделай его
чище!»
Автор
проекта: Пак Татьяна Юрьевна,
воспитатель МАДОУ «Детского сада №111 «Дашенька» г.Улан-Удэ.
Актуальность
проекта: Загрязнение
городской среды, как следствие недостаточ-ного уровня экологической культуры населения.
Цель
проекта: Формирование
экологически направленного поведения у детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста через вовлечение их в
социально-значимую деятельность
Задачи
проекта:
§ Непосредственное посильное участие
детей в социально-значимой деятельнос-ти (выход проекта за рамки одного участника);
§ Взаимодействие участников проекта разного возраста;
§ Проведение различных, соответственно возрасту
участников, мероприятий с экологической
тематикой;
§ Пропаганда бережного отношения к окружающей
среде города;
§ Воспитание
чувств любви, уважения
и гордости за родной город.
Введение в проблему:
Экологическая
проблема городской среды – это проблема, которую, я считаю достаточно важной для жителей нашего города Улан-Удэ. Поскольку многие
горожане не замечают данной
проблемы или не хотят обращать на неё
внимания в силу своей экологической
безкультурности или безграмотности,
поэтому как педагог, я убеждена, чем раньше начинается формирование экологически
направ-ленного поведения у детей, тем выше эффективность их воспитания. Что в
дол-жной мере в будущем может положительно оказать влияние на экологически
осознанное поведение подрастающего
поколения, а некоторые действия детей возможно
и сейчас могут положительно
повлиять на поведение сверстников,
подростков и даже некоторых взрослых.
Обоснование педагогического проекта по теме
«Формирование основ
экологической культуры у детей
через вовлечение их в
социально-значимую деятельность»:
Конечно, можно
оспорить то, что дети 6-9 лет могут участвовать в социально-значимой
деятельности и тем более влиять на взрослых? Но смею поспорить с этим:
Во-первых, осуществлялось взаимодействие (в рамках проекта) детей
дошкольников со сверстниками, с младшими школьниками и их учителем, с родителями, педагогами ДОУ, студентами БГУ.
Во-вторых, младших школьников со сверстниками другой
школы, со старшеклас-сниками и их учителями, со студентами и их кураторами;
В-третьих, взаимодействие с жителями своего
микрорайона (соседями, случай-ными прохожими), администрацией ближайших организаций;
В-четвёртых, пусть неудачное (отрицательный результат
наталкивает на опре-делённые выводы) взаимодействие с чиновниками местной
власти.
Разве это не факт совместной социально-значимой
деятельности детей и взрос-лых? Которая,
к тому же, имеет пропагандистское и воспитательное направление, как среди
участников проекта, так и, возможно, среди населения.
В ходе реализации проекта я применяла
различные технологии и методы экологического воспитания:
§ Исследовательские:
экспериментирование, мини-исследования, ведение дневников наблюдений, разработка
анкет и анкетирование;
§ Проектные: подготовка
различной степени сложности (соответственно
возрасту) проектов и их защита детьми, презентация проектов с использованием
мультимедиа;
§ Конкурсные: выставки
плакатов, рисунков, поделок из бросового материала; участие в конкурсах и
конференциях городского и республиканского уровня;
§ Игровые:
игры-ситуации, игры –драматизации, инсценировки, подвижные игры, ролевые игры;
§ Познавательные:
посещение библиотеки, изучение детской
энциклопедической литературы, организация классных часов у младших школьников,
интернет ресурсы;
§ Продуктивные:
сбор материала для создания книги для малышей, создание и сбор фотографий для
альбома, создание костюмов и поделок из
бросового материала, изодеятельность;
§ Акции социально значимого направления: пропаганда экологической культуры, расклеивание
мини-плакатов «За чистоту города» во дворах своего проживания и в близлежащих объектах социального
назначения (магазины, аптеки, поликли-ника).
Содержание проекта.
Данная работа явилась результатом моего опыта работы с детьми старшего дошкольного и младшего
школьного возраста в совместной деятельности, вне занятий.
Тема формирования и воспитания
экологически направленного поведения у детей,
как у педагога и как у мамы троих детей, возникала практически всегда, когда
наблюдала, что дети, подростки и даже взрослые часто не
обладают эле-ментарной экологической
культурой поведения.
Первоначальная идея подоб-ного
проекта возникла тогда, когда моей дочке
Арине, во втором классе (2007г.) предстояло участвовать в
научно-практической конференции с
экологической презентацией. К тому же,
Арина часто задавала вопросы: «Почему мусор ва-ляется прямо под
ногами?», «Почему люди мусорят на улице?» и т.д. А однажды, находясь с папой на
балконе, она увидела, как в соседнем доме выбросили пакет мусора прямо из окна
и сильно возмутилась. И насколько доступно
восьмилет-нему ребёнку, твёрдо заявила, что нужно что-то предпринимать.
А я как мама, не могла упустить такой
воспитательный момент моего ребёнка и вот тут-то, создание
экологического проекта было как никогда кстати. Мы стали детально продумывать и
обсуждать этапы нашей совместной работы, задумав экологи-ческий проект «Любишь
свой город- сделай его чище!»
Конечно, когда Арина училась во втором
классе, работа носила форму (если можно
так назвать) индивидуального проекта.
Рассказывая своей дочке об эколо-гической культуре, мы посетили библиотеку, но
доступной её возрасту инфор-мации оказалось не достаточно. Тогда мы взяли
фотоаппарат и пошли просто фотографировать мусор на улицах нашего микрорайона,
что не составило особого труда, т.к. мусора хватало. Создали «Чёрную книгу
города», чтобы доказывать тем, кто не замечает проблемы загрязнения, в последствии
дошколята стали пополнять «книгу» своими фотографиями.
Чтобы выяснить понимание экологической
культуры одноклассников Арины и позицию старшеклассников, я разработала,
соответственно возрасту опраши-ваемых, вопросы анкеты; Арина, совместно с
учителями, провела анкетирование
школьников. В целом обработка анкет показала, что младшие школьники,
подразумевают любовь к городу, лишь
любуясь его красотой и достопри-мечательностями; многим родители не делают
замечания и не учат детей своим примером в плане сохранения чистоты города;
представление об экологической культуре у них слабое. Старшеклассники
достаточно ясно понимают, что чистота города зависит от нас самих, но не все
хотят обращать внимание на это и тем более участвовать в экологических акциях,
хотя есть и активно настроенные из них.
По мере взросления и дальнейшей работы
над проектом, в него вовлекались другие участники. Поскольку я
педагог-дошкольник, а Арина выпускница нашей «Дашеньки», она часто (на тот
момент) посещала детей моей группы, играла с ни-ми, рисовала, участвовала в
утренниках. Вот и в данном направлении Арина смогла заинтересовать дошколят,
рассказав им о своём домашнем
эксперименте с прорастанием травы на загрязнённой и чистой почве, подобный
эксперимент мы провели с детьми в группе. Дети
заинтересованно наблюдали за ним и активно вели свои дневники наблюдений, делая
выводы.
В совместном рисовании придумывали
фей чистоты и полезных роботов. Доржи Сандаков даже
разработал свой мини-проект: нарисовал робота мусор-щика, придумал схему
действия его в городе. Объясняя, что такой робот очень полезный, будет пожирать
мусор и вырабатывать из него плитку для городских дорожек; на конкурс проектов
Доржи смастерил такого робота из
бросового материала. Заинтересованность дошколят и их активность возросла. Дети
стали замечать мусор на улице, часто задавать вопросы и анализировать ситуацию,
делать простые выводы и умозаключения по теме.
Заинтересованные деятельностью детей родители
и педагоги нашего ДОУ тоже не
оставались в стороне. Так, мама, моего воспитанника Кости Лапеева -учитель
начальных классов школы №2, поддержала идею выставки рисунков на темы «Лучший плакат за чистоту города»,
«Мой двор мечты», «Я люблю свой Улан-Удэ» среди младших школьников; помогла
провести анкетирование учащихся 9
классов своей школы №2, выясняя их позицию по поводу экологии Улан-Удэ.
Педагоги
ДОУ «Дашенька» организовали подобные конкурсы в своих группах; Арина- в своём
классе. В фойе детского сада оформили выставку всех рисунков и по итогам, выбрали
лучшие для плакатов. Папа Яны Рязановой
размножил наши мини-плакаты.
Совместно с Ариной, её одноклассникам и
моими воспитанниками дошколя-тами ходили по нашему микрорайону и предлагали
свои плакаты в близлежащие магазины, аптеки, поликлинику. Их администраторы с
пониманием отнеслись к подобной акции и разрешали нам вывешивать детские
рисунки на видном месте. Дети, с помощью родителей развешали листовки с аналогичной тематикой в
своих подъездах, дворах.
Но идея вывешить плакаты в трамваях (так как
много людей смогло бы их просмотреть) не увенчалась успехом. Нам отказали по
причине того, что за рекла-му нужно платить, хотя я до сих пор не понимаю, как
благая детская инициатива может расцениваться рекламой?! В администрации над
нами, наивными, откро-венно посмеялись…
Был начат сбор материала для создания
«Книги для малышей, которые любят свой город», в её состав предполагалось
внести правила, рисунки, задания, приду-манные детьми и взятые из литературы.
Студенты практиканты БГУ ФНО (на протяжении 2 лет) активно
участвовали в проекте. С их помощью и участием школьников, на предложенную мной
эколо-гическую тему, проводились классные часы;
с их участием была поставлена ин-сценировка «Сэр Мусэр» и показана детям
в ДОУ; проведена выставка поделок из
бросового материала среди младших школьников с экспозицией её в дошколь-ном
учреждение «Дашенька».
Продолжая идею бросового материала, Арина с
одноклассницами придумали оригинальные костюмы, используя пластиковые пакеты,
цветочную обёртку и скотч. В музыкальном зале для детей «Дашеньки» прошло дефиле костюмов, к которому
привлекли и моих девочек дошкольниц. Все были в восторге! В дальнейшем
коллекцию костюмов представляли на городском конкурсе семейных проектов молодых
педагогов, в номинации «Улан-Удэнцы за
экологию города».
Перед выпуском в школу мои воспитанники
участвовали в Городском исследовательском конкурсе «Мой проект-2010»,
представляя нашу совместную групповую работу «Чистый город», заняв на нём 2 место. Арина неоднократно становилась призёром (1,2 места)
на Городских межшкольных и Республиканских конкурсах и научно-практических
конференциях во 2,3,4 классах с экологи-ческими проектами. С последней экологической
презентацией (представляемой в приложении) стала лауреатом Всероссийского
конкурса «Твой след на планете». Я была
победителем Городского конкурса инновационных программ в номина-ции
«Лучшая экологическая программа для дошкольников».
Но
одна идея проекта, использовать детские мини-плакаты для более широкого
обозрения горожанами (возможно на баннерах или в другой форме) так и не осуществилась.
Но я не теряю надежды воплотить это, т.к. верю в то, что детская инициатива
может повлиять на сознание многих взрослых и оказать, пусть небольшое, но влияние на экологически направленное
поведение горожан.
Сейчас мои бывшие воспитанники уже
учатся в 7-8 классах, Арина в 11-м экологическом классе , но участие в проекте
не прошло даром. В каждом маленьком ребёнке была заложена частичка правильного
экологического поведения, что до сих пор мне подтверждают их родители.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.02.2025
Дата обновления: 22.02.2025
Дата публикации: 24.01.2023