Педагогический проект «Любишь свой город-сделай его чище!»

24.01.2023

Педагогический проект «Любишь свой город-сделай его чище!»

 

Автор  проекта: Пак Татьяна Юрьевна, воспитатель МАДОУ «Детского сада №111  «Дашенька» г.Улан-Удэ.

Актуальность проекта: Загрязнение городской среды, как следствие недостаточ-ного уровня  экологической культуры  населения.

Цель проекта: Формирование  экологически  направленного поведения у детей  старшего дошкольного и младшего школьного возраста через  вовлечение их в социально-значимую деятельность

Задачи проекта:

§  Непосредственное посильное  участие  детей  в  социально-значимой деятельнос-ти (выход  проекта за рамки одного участника);

§  Взаимодействие участников проекта разного возраста;

§  Проведение различных, соответственно возрасту участников,  мероприятий с экологической тематикой;

§  Пропаганда бережного отношения к  окружающей  среде города;

§  Воспитание  чувств  любви,  уважения  и  гордости за родной город.


Введение в проблему:

     Экологическая проблема городской среды – это проблема, которую, я считаю  достаточно важной для  жителей нашего города Улан-Удэ. Поскольку   многие  горожане  не замечают данной проблемы  или не хотят обращать на неё внимания  в силу своей экологической безкультурности  или безграмотности, поэтому как педагог, я убеждена, чем раньше начинается формирование экологически направ-ленного поведения у детей, тем выше эффективность их воспитания. Что в дол-жной мере в будущем может положительно оказать влияние на экологически осознанное поведение  подрастающего поколения, а некоторые действия детей возможно  и сейчас могут  положительно повлиять на поведение  сверстников, подростков  и даже некоторых взрослых.

    

Обоснование педагогического проекта  по теме  «Формирование  основ  экологической  культуры у  детей   через  вовлечение их в социально-значимую деятельность»:

 

      Конечно, можно оспорить  то,  что дети 6-9 лет могут участвовать в социально-значимой деятельности и тем более влиять на взрослых?  Но смею поспорить с этим:

Во-первых, осуществлялось  взаимодействие (в рамках проекта) детей дошкольников со сверстниками, с младшими школьниками и их учителем,  с родителями, педагогами ДОУ, студентами БГУ.

Во-вторых, младших школьников со сверстниками другой школы, со старшеклас-сниками и их учителями, со студентами и их кураторами;

В-третьих, взаимодействие с жителями своего микрорайона (соседями, случай-ными прохожими),  администрацией  ближайших организаций;

В-четвёртых, пусть неудачное (отрицательный результат наталкивает на опре-делённые выводы) взаимодействие с чиновниками местной власти.

Разве это не факт совместной социально-значимой деятельности детей и взрос-лых?  Которая, к тому же, имеет пропагандистское и воспитательное направление, как среди участников проекта, так и, возможно, среди населения.

 

В ходе реализации проекта  я применяла  различные технологии и методы  экологического воспитания:

§   Исследовательские: экспериментирование, мини-исследования, ведение дневников наблюдений, разработка анкет и анкетирование;

§  Проектные: подготовка  различной степени сложности (соответственно возрасту) проектов и их защита детьми, презентация проектов с использованием мультимедиа;

§  Конкурсные: выставки плакатов, рисунков, поделок из бросового материала; участие в конкурсах и конференциях городского и республиканского уровня;Хочу такой сайт

§  Игровые: игры-ситуации, игры –драматизации, инсценировки, подвижные игры, ролевые игры;

§   Познавательные: посещение библиотеки, изучение  детской энциклопедической литературы, организация классных часов у младших школьников, интернет ресурсы;  

§  Продуктивные: сбор материала для создания книги для малышей, создание и сбор фотографий для альбома, создание костюмов и поделок  из бросового материала, изодеятельность;

§  Акции социально значимого направления: пропаганда экологической культуры, расклеивание мини-плакатов «За чистоту города» во дворах своего проживания  и в близлежащих объектах социального назначения (магазины, аптеки, поликли-ника).

Содержание  проекта.

       Данная  работа явилась результатом  моего опыта работы с  детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в совместной деятельности, вне занятий.

       Тема формирования и воспитания экологически направленного поведения у детей,  как у педагога и как у мамы троих детей, возникала практически  всегда, когда  наблюдала, что дети, подростки и даже взрослые  часто не  обладают  эле-ментарной  экологической  культурой поведения.  Первоначальная идея  подоб-ного проекта возникла тогда, когда моей дочке  Арине, во втором классе (2007г.) предстояло участвовать в научно-практической конференции с  экологической презентацией. К тому же,  Арина часто задавала вопросы: «Почему мусор ва-ляется прямо под ногами?», «Почему люди мусорят на улице?» и т.д. А однажды, находясь с папой на балконе, она увидела, как в соседнем доме выбросили пакет мусора прямо из окна и сильно возмутилась. И насколько доступно  восьмилет-нему ребёнку, твёрдо заявила, что нужно что-то предпринимать. А я как мама, не могла упустить такой  воспитательный момент моего ребёнка и вот тут-то, создание экологического проекта было как никогда кстати. Мы стали детально продумывать и обсуждать этапы нашей совместной работы, задумав экологи-ческий проект «Любишь свой город- сделай его чище!»

       Конечно, когда Арина училась во втором классе, работа  носила форму (если можно так назвать) индивидуального  проекта. Рассказывая своей дочке об эколо-гической культуре, мы посетили библиотеку, но доступной её возрасту инфор-мации оказалось не достаточно. Тогда мы взяли фотоаппарат и пошли просто фотографировать мусор на улицах нашего микрорайона, что не составило особого труда, т.к. мусора хватало. Создали «Чёрную книгу города», чтобы доказывать тем, кто не замечает проблемы загрязнения, в последствии дошколята стали пополнять «книгу» своими фотографиями.

     Чтобы выяснить понимание экологической культуры одноклассников Арины и позицию старшеклассников, я разработала, соответственно возрасту опраши-ваемых, вопросы анкеты; Арина, совместно с учителями,  провела анкетирование школьников. В целом обработка анкет показала, что младшие школьники, подразумевают  любовь к городу, лишь любуясь его красотой и достопри-мечательностями; многим родители не делают замечания и не учат детей своим примером в плане сохранения чистоты города; представление об экологической культуре у них слабое. Старшеклассники достаточно ясно понимают, что чистота города зависит от нас самих, но не все хотят обращать внимание на это и тем более участвовать в экологических акциях, хотя есть и активно настроенные из них.

      По мере взросления и дальнейшей работы над проектом, в него вовлекались другие участники. Поскольку я педагог-дошкольник, а Арина выпускница нашей «Дашеньки», она часто (на тот момент) посещала детей моей группы, играла с ни-ми, рисовала, участвовала в утренниках. Вот и в данном направлении Арина смогла заинтересовать дошколят, рассказав им о своём  домашнем эксперименте с прорастанием травы на загрязнённой и чистой почве, подобный эксперимент  мы  провели с детьми в группе. Дети заинтересованно наблюдали за ним и активно вели свои дневники наблюдений, делая выводы. 

      В совместном рисовании  придумывали  фей чистоты  и  полезных роботов. Доржи Сандаков даже разработал свой мини-проект: нарисовал робота мусор-щика, придумал схему действия его в городе. Объясняя, что такой робот очень полезный, будет пожирать мусор и вырабатывать из него плитку для городских дорожек; на конкурс проектов Доржи смастерил  такого робота из бросового материала. Заинтересованность дошколят и их активность возросла. Дети стали замечать мусор на улице, часто задавать вопросы и анализировать ситуацию, делать простые выводы и умозаключения по теме.

     Заинтересованные деятельностью детей  родители  и педагоги  нашего ДОУ тоже не оставались в стороне. Так, мама, моего воспитанника Кости Лапеева -учитель начальных классов  школы №2,  поддержала идею выставки рисунков  на темы «Лучший плакат за чистоту города», «Мой двор мечты», «Я люблю свой Улан-Удэ» среди младших школьников; помогла провести анкетирование учащихся  9 классов своей школы №2, выясняя их позицию по поводу экологии Улан-Удэ.

     Педагоги ДОУ «Дашенька» организовали подобные конкурсы в своих группах; Арина- в своём классе. В фойе детского сада оформили  выставку всех рисунков и по итогам, выбрали лучшие для  плакатов. Папа Яны Рязановой размножил наши мини-плакаты.

     Совместно с Ариной, её одноклассникам и моими воспитанниками дошколя-тами ходили по нашему микрорайону и предлагали свои плакаты в близлежащие магазины, аптеки, поликлинику. Их администраторы с пониманием отнеслись к подобной акции и разрешали нам вывешивать детские рисунки на видном месте. Дети, с помощью родителей  развешали листовки с аналогичной тематикой в своих подъездах, дворах.

    Но идея вывешить плакаты в трамваях (так как много людей смогло бы их просмотреть) не увенчалась успехом. Нам отказали по причине того, что за рекла-му нужно платить, хотя я до сих пор не понимаю, как благая детская инициатива может расцениваться рекламой?! В администрации над нами, наивными, откро-венно посмеялись…

     Был начат сбор материала для создания «Книги для малышей, которые любят свой город», в её состав предполагалось внести правила, рисунки, задания, приду-манные детьми и взятые из литературы.

     Студенты практиканты  БГУ ФНО (на протяжении 2 лет) активно участвовали в проекте. С их помощью и участием школьников, на предложенную мной эколо-гическую тему, проводились классные часы;  с их участием была поставлена ин-сценировка «Сэр Мусэр» и показана детям в ДОУ;  проведена выставка поделок из бросового материала среди младших школьников с экспозицией её в дошколь-ном учреждение «Дашенька».

    Продолжая идею бросового материала, Арина с одноклассницами придумали оригинальные костюмы, используя пластиковые пакеты, цветочную обёртку и скотч. В музыкальном зале для детей  «Дашеньки» прошло дефиле костюмов, к которому привлекли и моих девочек дошкольниц. Все были в восторге! В дальнейшем коллекцию костюмов представляли на городском конкурсе семейных проектов молодых педагогов,  в номинации «Улан-Удэнцы за экологию города».

        Перед выпуском в школу мои воспитанники участвовали в Городском исследовательском конкурсе «Мой проект-2010», представляя нашу совместную групповую работу «Чистый город», заняв  на нём 2 место. Арина  неоднократно становилась призёром (1,2 места) на Городских межшкольных и Республиканских конкурсах и научно-практических конференциях во 2,3,4 классах с экологи-ческими проектами. С последней экологической презентацией (представляемой в приложении) стала лауреатом Всероссийского конкурса «Твой след на планете». Я  была победителем Городского конкурса инновационных программ в номина-ции «Лучшая  экологическая  программа для дошкольников».

      Но одна идея проекта, использовать детские мини-плакаты для более широкого обозрения горожанами (возможно на баннерах или в другой форме) так и не осуществилась. Но я не теряю надежды воплотить это, т.к. верю в то, что детская инициатива может повлиять на сознание многих взрослых и оказать, пусть небольшое, но   влияние на экологически направленное поведение горожан.

       Сейчас мои бывшие воспитанники уже учатся в 7-8 классах, Арина в 11-м экологическом классе , но участие в проекте не прошло даром. В каждом маленьком ребёнке была заложена частичка правильного экологического поведения, что до сих пор мне подтверждают их родители.       

         

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.02.2025

Дата обновления: 22.02.2025

Дата публикации: 24.01.2023

Наверх

Внимание!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».