Статья для публикации по итогам "Рождественских чтений" . Опыт использования техники правополушарного рисования в совместной деятельности с дошкольниками и родителями.
06.12.2024
Опыт использования техники
правополушарного рисования в совместной деятельности с дошкольниками и
родителями.
Пак Татьяна
Юрьевна- воспитатель,
МАДОУ д/с №111
«Дашенька» г.Улан-Удэ.
Если вы слышите внутренний
голос, который говорит вам :
«Вы не сможете рисовать»,
рисуйте во что бы то ни стало,
и этот голос однажды замолчит.
Винсент Ван Гог
Организация
сотрудничества детского сада и семьи через вовлечение в совместную
деятельность -одна из важнейших задач педагога и
эмоциональная связь между детьми, родителями
и воспитателями играет ключевую роль в развитии ребенка. Она формирует основу
для доверительных отношений, улучшает коммуникацию и способствует созданию
гармоничной атмосферы в образовательном процессе. Когда родители активно
участвуют в жизни своего ребенка в детском саду, они не только укрепляют связь
с ним, но и поддерживают воспитателей, создавая единое пространство для
развития. Благополучие и эмоциональное здоровье детей напрямую зависят от этих
отношений, что подчеркивает важность постоянного взаимодействия.
К сожалению, в нашем стремительном современном мире,
эмоциональная связь между родителями и детьми не редко ослабевает и бывает теряется , потому что всё
чаще и чаще в нашей жизни присутствуют гаджеты: взрослые и дети используют
телефоны, каждый находясь в своем виртуальном мире , сейчас у каждого члена
семьи (даже у малышей часто есть свои
телефоны), родители заняты работой и им бывает легче дать ребёнку в руки
телефон, вместо того чтобы поиграть с ним или позаниматься.
Но или бывает и так, что
родитель готов взаимодействовать с ребенком, но не всегда знает, как занять его дома в свободное время,
не выходя за рамки его возрастных
особенностей, не перенапрягая его нервную систему, могут предъявлять завышенные требования к малышу,
предлагая задания не по возрасту, а ребёнок не может справиться с этим,
отказывается выполнять , или наоборот требования бывают заниженные и выполняя
их быстро, ребёнок теряет интерес к игре и вот тут и возникает непонимание
между родителями и детьми.
Но и так же общение
воспитателя и родителей тоже больше перешли в мессенджеры, личного общения как
раньше, стало намного меньше , переписка порой
бывает как игра в «сломанный телефон» и тут тоже возникает недопонимание
между всеми участниками образовательного процесса, учащаются конфликтные ситуации .
Поэтому, передо мной, как
перед воспитателем, когда я в феврале прошлого учебного года взяла малышек 1 мл
группы (сейчас мы 2 мл) стал актуальным вопрос, как улучшить наше общее
эмоциональное благополучие и взаимодействие в группе , то есть не только
между детьми и воспитателем, но и между
воспитателем и родителями, между другими педагогами, которые взаимодействуют с
нашей группой, ну и конечно помочь семьям моих воспитанников. А именно хотелось предложить, такую совместную деятельность, которая была
бы интересна, безусловна мне самой и с помощью которой, я смогла бы
заинтересовать детей и их родителей.
Я считаю, что совместная творческая деятельность,
способствует успешному взаимопониманию как воспитателя и детей, так и родителей
и педагогов, а взрослым помогает увидеть
индивидуальность каждого ребенка, раскрыть его способности и укрепляет
эмоциональный интеллект детей, даёт возможность детям и родителям
раскрепоститься и получить эстетическое удовольствие от совместного процесса. А
нетрадиционные техники рисования необычные, разнообразные, интересные и
очень увлекательные по своим материалам
и инструментам , приёмам и
определённым фишкам.
На тот момент я проходила
обучение в международной онлайн Академии креативного рисования на курсе «Преподаватель
правополушарного рисования для детей» у Максима Манькова. И поскольку я люблю и хочу рисовать, у меня
даже возникает «чувство голода», когда я долго не занимаюсь чем- то творческим,
но я раньше ни где не обучалась рисованию и это для меня был интересный способ
получения нового опыта в рисовании и
поэтому я решила записаться на данный курс.
Рисунки на обучающем курсе имеют определённую
тематику, но я могла уже рисовать свои авторские работы с применением метода
ППР и осваивая новые методы и приёмы в рисовании, пользуясь случаем , успешно
участвовала в разных творческих конкурсах. По окончании курса получила Сертификат,
дающий право предоставления платных услуг и ведения мастер-классов для детей,
войдя в список Сертифицированных преподавателей
РФ.
И тогда же я предположила,
что методика ППР, вполне может
помочь мне достичь желаемого
результата, а именно в развитии и
поддержки эмоциональных связей между
детьми и взрослыми в нашей группе
Немного
о том, что же такое правополушарное
рисование (ППР).
Метод
ППР был создан в 1979 г, американским преподавателем искусства, доктором наук,
автором бестселлеров «Художник внутри вас» и «Раскройте в себе художника», Бетти Эдвардс, на основе исследований Роджера Сперри,
американского нейропсихолога, профессора
психобиологии и лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1981
году. известен своими исследованиями функциональной асимметрии психических процессов полушарий головного
мозга: т.е. благодаря физическому
разделению мозга на два полушария, наш мозг
использует два способа переработки реальности. Левое - использует
аналитический и вербальный режим мышления — им перерабатываются речь, звуки,
математические вычисления и алгоритмы. Правое- использует образный режим — он отвечает за восприятие цвета,
сравнение размеров и перспективы предметов, видя их целиком «как есть»,
акцентирует внимание на интуитивном восприятии и эмоциональной выразительности. В отличие от традиционных методов рисования,
ППР сосредотачивается на использовании образов и чувств, что позволяет свободно
выражать свои эмоции и переживания.
Суть метода правополушарного рисования заключается во временном
подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому,
более пригодному для этой деятельности.
Что же нам даёт ППР? Ну во-
первых, оно не шаблонно, позволяет раскрывать творческие способности,
развивает воображение. Во-вторых , это своего рода-релаксс, оно снимает
напряжение и усталость, способствует восполнению внутренних ресурсов личности.
На-р,
взрослые говорят: я не умею рисовать, ни когда не рисовал, у меня не получиться
… Но , поверьте, на МК все рисуют и
удивляются своим открытым способностям,
рисунки получаются у всех и этим самым повышается самооценка , и все рисунки индивидуальны и не повторимы.
Обычно, любая деятельность ограничивается набором определённых правил. В
классическом рисовании, например, нельзя выходить за границы листа и нужно
строго следовать инструкциям.
В технике ППР, наоборот, приветствуется самостоятельность, креативность
и необходимость раскрашивать лист, выходя за его границы, что кстати, детям
удаётся легко и практически за радость, а вот у взрослых срабатывает
барьер: нельзя же марать… но в ходе
рисования фона можно наблюдать, как взрослые становятся раскованными, у
них уходят мышечные зажимы, появляются на лицах улыбки.
Этот подход не только развивает творческие способности, но и помогает
налаживать контакт с окружающими, что особенно актуально в процессе общения с
родителями.
Цвета, формы и линии, выбранные детьми, могут
стать хорошим способом передачи их внутреннего мира и создания мостиков для
понимания. Обычно, любая
деятельность ограничивается набором определённых правил. В классическом
рисовании, например, нельзя выходить за границы листа и нужно строго следовать
инструкциям. В технике правополушарного рисования, наоборот, приветствуется
самостоятельность, креативность и необходимость раскрашивать лист, заходя за
его границы. Во время рисования фона можно наблюдать, как взрослые становятся
раскованными, у них уходят мышечные зажимы, появляются на лицах улыбки.
Этот подход не только развивает творческие
способности, но и помогает налаживать контакт с окружающими, что особенно
актуально в процессе общения с родителями. Цвета, формы и линии, выбранные
детьми, могут стать хорошим способом передачи их внутреннего мира и создания
мостиков для понимания.
А суть этого метода мы можем увидеть в книге «Маленький принц» Антуана
Экзюпери, когда герой рассказывает о своем рисунке: он изобразил удава,
проглотившего слона, а все взрослые вместо этого видели только шляпу и советовали больше не рисовать змей. После чего наш 6 летний герой,
утратив веру в себя, отказался от блестящей карьеры художника.
Вот так бывает и в жизни , часто ребёнок
рассказывает, что он нарисовал то-то, а взрослый может ответить: что нет, так не бывает, ты нарисовал не
правильно, надо рисовать по другому… тем самым создавая уже барьер и зажим
ребёнку, ППР исключает такой подход к рисованию.
В своей практике я провела серию мастер-классов для родителей и педагогов , где знакомила своих слушателей
с приёмами ППР.
Одним
из первых, мой МК «Бурятия гостеприимная»
был организован для родителей
и учителей бурятского языка, в рамках
городского турнира по настольной игре «Xyxюу фермэ», который проходил в нашем
ДОУ , рисунок нужно было представить в
теме турнира, поэтому сначала дома отрисовывала свой собственный эскиз.
Присутствовало более20 участников и я очень переживала, как люди воспримут такую мою инициативу, может
это вообще ни кому не интересно. Но МК прошёл с большим воодушевлением, как с
моей стороны, так и большим эмоциональным отзывом от слушателей, всем очень
понравился такой опыт, слушатели писали и высказывали отзывы, которые для меня
были неоценимы. Даже предлагали пригласить меня на выездной МК к себе в
образовательные учреждения.
После создания наших картин, при зажжённой
ароматической свечи, угостила коллег новым видом чая с печеньем,
обменялись впечатлениями на высоком эмоциональном подъёме, релакс
удался в полной мере.
После участия в МК ,
коллеги-педагоги поделились своими впечатлениями дома и апробировали технику со своими детьми-
школьниками, некоторые из них были
настроены скептически, но порисовав, остались довольны. А мамы были рады такому
взаимодействию с детьми и обменялись фотографиями в чате.
Работая с детьми, начиная с прошлого
года в 1 младшей группе, я часто
использовала только элементы правополушарного рисования, например, размазывание фона губкой, рисование ладошкой
и пальчиками, штампонирование различными
предметами и др. тк детки все таки маленькие и полноценные картины им ещё не
осилить. Эта творческая совместная деятельность у нас проходит в бесплатном
кружке «Художники в памперсах» 2 раза в неделю, во 2 пол дня, тк классические
занятия по ИЗО проводятся по возрастной
ОП в сетке занятий, как и положено.
Если в начале наших занятий, в
прошлом уч/году некоторые детки боялись марать пальчики и ладошки в краске,
были просто наблюдателями из далека, некоторые наоборот не хотели ждать своей
очереди , были детки с зажимами мелких мышц пальцев и каждому приходилось
направлять ручку, например, для отпечатка ладошки.
Сейчас же детям очень нравятся «волшебные»
превращения на листе, они стали более самостоятельны в продуктивной
деятельности, сейчас рисуют с огромным удовольствием и без страха, что может что-то
не получиться. Даже занимают
очередь друг за другом, потому что часто рисуем по под-группам в 4-6 человек, а в коллективной
работе научились договариваться, не
мешая друг другу в деятельности, а достигая общей цели, а вечером рассказывают
родителям о своих достижениях очень эмоционально , хотя у некоторых ещё
речь развита не в полном объёме.
Так возникла идея погрузить и родителей
в рисование, был проведён МК «Зимняя
открытка», мамы были очень удивлены полученному результату и применили приобретённый опыт дома с детьми. рисовать с мамами,
которые хотят повторять дома с детьми. Мы провели МК «Новогодняя открытка» ,
мамы были очень рады, что получили подобный опыт рисования и что действительно в данной деятельности можно
по новому взаимодействовать с детками ,
находясь и рядом и рисуя вместе , а не поучать со стороны. Что рисование можно превратить практически в
совместный, весёлый процесс на уровне игры.
После совместного МК с мамами, в семьях было проведено совместное
рисование. Многодетная мама Анна Михайловна с гордостью рассказывает, что у
сыновей рисунки получились лучше, чем у нее и поделилась фотографиями 3 летнего
сына, а старший 6 летний, сумел
перенести рисунок для украшения кормушки.
Мы
записали видео -МК отрисовки двух картин с моей 4 летней внучкой, она всегда рисует
рядом, ей очень нравится пробовать новые приёмы и делится ими на видео.
Так, после просмотренного нашего онлайн МК
«Ёлочки « и «Пальмы» , мама Жаргалма
Цыденовна поделилась своими впечатлениями, рисуя со своими детьми 3 и 8 лет. Мама была удивлена, что
оказывается они ни когда так не рисовали вместе и ,что упустили такие классные моменты быть вместе в совместной деятельности..
Я
могу отметить , что ППР, во взаимоотношениях
с семьёй моих воспитанников, коллег, помогает развивать не только
творческую сторону, а предлагает свои уникальные возможности для установления
более глубоких и искренних отношений и конечно, помогает укреплять связи внутри семьи, которые служат основой
для эмоционального и социального благополучия детей и окружения их взрослых.
Родители получают возможность
увидеть, как легко и интересно можно взаимодействовать с детьми через
совместную творческую деятельность, а педагоги – новые, нестандартные приёмы и способы, которые смогут применять в своей
практике.
Замечаю, что дети в группе
становятся эмоционально спокойнее и эмоционально отзывчивее, учатся
взаимодействовать между собой.
А во взаимоотношениях с
родителями воспитанников конфликтные ситуации сошли на нет, родители стали
больше мне доверять, как воспитателю,
прислушиваться к советам и рекомендациям.
Как итог определённого этапа нашей совместной
деятельности, мы в ДОУ оформили
творческую экспозицию, которую будем обновлять в ходе последующей совместной деятельности.
А по просьбам коллег и родителей, провести ещё
серию тематических МК, не только потому что
это надо или пообещала, а ещё и потому, что я сама испытываю
удовлетворение от возможности делиться с людьми тем, что умею сама.
Ссылки на электронные ресурсы:
1.Ершова Е. Г. «Правополушарное рисование –
нетрадиционная форма
работы
с детьми дошкольного возраста
https://moluch.ru/archive/181/46608/
2. Правополушарное рисование: что это за
техника
https://journal.tinkoff.ru/pravopolusharnoe-risovanie/
3. Бэтти Эдвардс https://ru.wikipedia.org/wiki/Эдвардс,_Бетти
4. Сперри Роджер https://ru.wikipedia.org/wiki/Сперри,_Роджер
5. Международная Академия креатива
https://info-hit.ru/company-mezhdunarodnaya-akademiya-kreativa/
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.02.2025
Дата обновления: 19.02.2025
Дата публикации: 06.12.2024