Статья для публикации по итогам "Рождественских чтений" . Опыт использования техники правополушарного рисования в совместной деятельности с дошкольниками и родителями.

06.12.2024

Опыт использования техники правополушарного рисования в совместной деятельности с дошкольниками и родителями.

 

Пак Татьяна Юрьевна- воспитатель,

МАДОУ д/с №111 «Дашенька» г.Улан-Удэ.

 

 

Если вы слышите внутренний голос, который говорит вам :

«Вы не сможете рисовать», рисуйте во что бы то ни стало,

 и этот голос однажды замолчит.

Винсент Ван Гог

 

 

Организация сотрудничества  детского сада  и семьи через вовлечение в совместную деятельность -одна из важнейших задач педагога и

эмоциональная связь между детьми, родителями и воспитателями играет ключевую роль в развитии ребенка. Она формирует основу для доверительных отношений, улучшает коммуникацию и способствует созданию гармоничной атмосферы в образовательном процессе. Когда родители активно участвуют в жизни своего ребенка в детском саду, они не только укрепляют связь с ним, но и поддерживают воспитателей, создавая единое пространство для развития. Благополучие и эмоциональное здоровье детей напрямую зависят от этих отношений, что подчеркивает важность постоянного взаимодействия.

К сожалению, в  нашем стремительном современном мире, эмоциональная связь между родителями и детьми не редко  ослабевает и бывает теряется , потому что всё чаще и чаще в нашей жизни присутствуют гаджеты: взрослые и дети используют телефоны, каждый находясь в своем виртуальном мире , сейчас у каждого члена семьи (даже у малышей  часто есть свои телефоны), родители заняты работой и им бывает легче дать ребёнку в руки телефон, вместо того чтобы поиграть с ним или позаниматься.

Но или бывает и так, что родитель готов взаимодействовать с ребенком, но не всегда  знает, как занять его дома в свободное время, не выходя за рамки  его возрастных особенностей, не перенапрягая его нервную систему, могут  предъявлять завышенные требования к малышу, предлагая задания не по возрасту, а ребёнок не может справиться с этим, отказывается выполнять , или наоборот требования бывают заниженные и выполняя их быстро, ребёнок теряет интерес к игре и вот тут и возникает непонимание между родителями и детьми.

Но и так же общение воспитателя и родителей тоже больше перешли в мессенджеры, личного общения как раньше, стало намного меньше , переписка порой  бывает как игра в «сломанный телефон» и тут тоже возникает недопонимание между всеми участниками образовательного процесса,  учащаются конфликтные ситуации .

Поэтому, передо мной, как перед воспитателем, когда я в феврале прошлого учебного года взяла малышек 1 мл группы (сейчас мы 2 мл) стал актуальным вопрос, как улучшить наше общее эмоциональное благополучие и взаимодействие в группе , то есть не только между  детьми и воспитателем, но и между воспитателем и родителями, между другими педагогами, которые взаимодействуют с нашей группой, ну   и конечно  помочь семьям моих воспитанников. А именно  хотелось предложить,   такую совместную деятельность, которая была бы интересна, безусловна мне самой и с помощью которой, я смогла бы заинтересовать детей и их родителей.    

Я считаю,  что совместная творческая деятельность, способствует успешному взаимопониманию как воспитателя и детей, так и родителей и педагогов,  а взрослым помогает увидеть индивидуальность каждого ребенка, раскрыть его способности и укрепляет эмоциональный интеллект детей, даёт возможность детям и родителям раскрепоститься и получить эстетическое удовольствие от совместного процесса. А нетрадиционные техники рисования необычные, разнообразные, интересные и очень  увлекательные по своим материалам и инструментам  , приёмам и определённым  фишкам.

На тот момент я проходила обучение в международной онлайн Академии креативного рисования на курсе «Преподаватель правополушарного рисования для детей» у Максима Манькова.  И поскольку я люблю и хочу рисовать, у меня даже возникает «чувство голода», когда я долго не занимаюсь чем- то творческим, но я раньше ни где не обучалась рисованию и это для меня был интересный способ получения нового опыта в рисовании и  поэтому я решила записаться на данный курс.

 Рисунки на обучающем курсе имеют определённую тематику, но я могла уже рисовать свои авторские работы с применением метода ППР и осваивая новые методы и приёмы в рисовании, пользуясь случаем , успешно участвовала в разных творческих конкурсах. По окончании курса получила Сертификат, дающий право предоставления платных услуг и ведения мастер-классов для детей, войдя в список Сертифицированных преподавателей  РФ.

И тогда же я  предположила,  что методика ППР, вполне может  помочь мне достичь  желаемого результата, а  именно в развитии и поддержки эмоциональных связей  между детьми и взрослыми в нашей группе

 

    Немного о том,  что же такое правополушарное рисование (ППР).

 Метод ППР был создан в 1979 г, американским преподавателем искусства, доктором наук, автором бестселлеров «Художник внутри вас» и «Раскройте в себе художника»,  Бетти Эдвардс,  на основе исследований Роджера Сперри, американского  нейропсихолога, профессора психобиологии и лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1981 году. известен своими исследованиями функциональной асимметрии  психических процессов полушарий головного мозга:  т.е. благодаря физическому разделению мозга на два полушария, наш мозг  использует два способа переработки реальности. Левое - использует аналитический и вербальный режим мышления — им перерабатываются речь, звуки, математические вычисления и алгоритмы. Правое- использует образный  режим — он отвечает за восприятие цвета, сравнение размеров и перспективы предметов, видя их целиком «как есть», акцентирует внимание на интуитивном восприятии и эмоциональной выразительности.  В отличие от традиционных методов рисования, ППР сосредотачивается на использовании образов и чувств, что позволяет свободно выражать свои эмоции и переживания.

     Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности.

     Что же нам даёт ППР?  Ну во- первых, оно  не шаблонно,  позволяет раскрывать творческие способности, развивает воображение. Во-вторых , это своего рода-релаксс, оно снимает напряжение и усталость, способствует восполнению внутренних ресурсов личности.

 На-р, взрослые говорят: я не умею рисовать, ни когда не рисовал, у меня не получиться …  Но , поверьте, на МК все рисуют и удивляются своим  открытым способностям, рисунки получаются у всех и этим самым повышается самооценка , и все  рисунки индивидуальны и не повторимы.

         Обычно, любая деятельность ограничивается набором определённых правил. В классическом рисовании, например, нельзя выходить за границы листа и нужно строго следовать инструкциям.

        В технике ППР, наоборот, приветствуется самостоятельность, креативность и необходимость раскрашивать лист, выходя за его границы, что кстати, детям удаётся легко и практически за радость, а вот у взрослых срабатывает барьер:  нельзя же марать…   но в ходе  рисования фона можно наблюдать, как взрослые становятся раскованными, у них уходят мышечные зажимы, появляются на лицах улыбки.

      Этот подход не только развивает творческие способности, но и помогает налаживать контакт с окружающими, что особенно актуально в процессе общения с родителями.

Цвета, формы и линии, выбранные детьми, могут стать хорошим способом передачи их внутреннего мира и создания мостиков для понимания.         Обычно, любая деятельность ограничивается набором определённых правил. В классическом рисовании, например, нельзя выходить за границы листа и нужно строго следовать инструкциям. В технике правополушарного рисования, наоборот, приветствуется самостоятельность, креативность и необходимость раскрашивать лист, заходя за его границы. Во время рисования фона можно наблюдать, как взрослые становятся раскованными, у них уходят мышечные зажимы, появляются на лицах улыбки.

      Этот подход не только развивает творческие способности, но и помогает налаживать контакт с окружающими, что особенно актуально в процессе общения с родителями. Цвета, формы и линии, выбранные детьми, могут стать хорошим способом передачи их внутреннего мира и создания мостиков для понимания.

         А суть этого метода мы можем увидеть в книге «Маленький принц» Антуана Экзюпери, когда герой рассказывает о своем рисунке: он изобразил удава, проглотившего слона, а все взрослые вместо этого видели  только шляпу и советовали больше не рисовать змей. После чего наш 6 летний  герой,  утратив веру в себя, отказался от блестящей карьеры художника.      

Вот так бывает и в жизни , часто ребёнок рассказывает, что он нарисовал то-то, а взрослый может ответить:   что нет, так не бывает, ты нарисовал не правильно,  надо рисовать по другому…  тем самым создавая уже барьер и зажим ребёнку, ППР исключает такой подход к рисованию.         

        В своей практике я провела серию мастер-классов для родителей  и педагогов , где знакомила своих слушателей с приёмами ППР.

 Одним из первых, мой МК «Бурятия гостеприимная»  был организован  для родителей и  учителей бурятского языка, в рамках городского турнира по настольной игре «Xyxюу фермэ», который проходил в нашем ДОУ , рисунок нужно было представить  в теме турнира, поэтому сначала дома отрисовывала свой собственный эскиз. Присутствовало более20 участников и я очень переживала, как  люди воспримут такую мою инициативу, может это вообще ни кому не интересно. Но МК прошёл с большим воодушевлением, как с моей стороны, так и большим эмоциональным отзывом от слушателей, всем очень понравился такой опыт, слушатели писали и высказывали отзывы, которые для меня были неоценимы. Даже предлагали пригласить меня на выездной МК к себе в образовательные учреждения.     

Коллеги в нашем саду,  заинтересовавшись моим МК, тоже пожелали испробовать новую технику в рисовании  и по их просьбам , я подготовила МК на тему «Кошечки». В этом МК моя цель была, использовать  рисование в качестве релакса , что бы наши педагоги смогли во время творческой деятельности отдохнуть, расслабиться, получить эмоциональное удовлетворение, что очень важно в нашей напряжённой деятельности.

 После создания наших картин, при зажжённой ароматической свечи, угостила коллег новым видом чая с печеньем, обменялись  впечатлениями  на высоком эмоциональном подъёме, релакс удался в полной мере.

После участия в МК ,  коллеги-педагоги поделились своими впечатлениями дома и  апробировали технику со своими детьми- школьниками, некоторые из них  были настроены скептически, но порисовав, остались довольны. А мамы были рады такому взаимодействию с детьми и обменялись фотографиями в чате.

       Работая с детьми, начиная с прошлого года в 1 младшей группе, я часто  использовала только элементы правополушарного рисования, например,  размазывание фона губкой, рисование ладошкой и пальчиками, штампонирование  различными предметами и др. тк детки все таки маленькие и полноценные картины им ещё не осилить. Эта творческая совместная деятельность у нас проходит в бесплатном кружке «Художники в памперсах» 2 раза в неделю, во 2 пол дня, тк классические занятия по ИЗО  проводятся по возрастной ОП в сетке занятий, как и положено. Хочу такой сайт

          Если в начале наших занятий, в прошлом уч/году некоторые детки боялись марать пальчики и ладошки в краске, были просто наблюдателями из далека, некоторые наоборот не хотели ждать своей очереди , были детки с зажимами мелких мышц пальцев и каждому приходилось направлять ручку, например, для отпечатка ладошки.

    Сейчас же детям очень нравятся «волшебные» превращения на листе, они стали более самостоятельны в продуктивной деятельности, сейчас рисуют с огромным удовольствием и без страха, что  может что-то  не получиться.  Даже занимают очередь друг за другом, потому что часто рисуем по  под-группам в 4-6 человек, а в коллективной работе научились  договариваться, не мешая друг другу в деятельности, а достигая общей цели, а вечером рассказывают родителям о своих достижениях очень эмоционально , хотя у  некоторых ещё  речь развита не в полном объёме.

        Так возникла идея погрузить и родителей в рисование, был проведён  МК «Зимняя открытка», мамы были очень удивлены полученному результату и применили  приобретённый опыт дома с детьми.  рисовать с мамами, которые хотят повторять дома с детьми. Мы провели МК «Новогодняя открытка» , мамы были очень рады, что получили подобный опыт рисования и  что действительно в данной деятельности можно по новому  взаимодействовать с детками , находясь и рядом и рисуя вместе , а не поучать со стороны.  Что рисование можно превратить практически в совместный, весёлый процесс на уровне игры.

      После совместного МК с мамами, в семьях было проведено совместное рисование. Многодетная мама Анна Михайловна с гордостью рассказывает, что у сыновей рисунки получились лучше, чем у нее и поделилась фотографиями 3 летнего сына, а старший  6 летний, сумел перенести рисунок для украшения кормушки.

 Мы записали видео -МК отрисовки двух картин с  моей 4 летней внучкой, она всегда рисует рядом,  ей очень нравится пробовать  новые приёмы и делится ими на видео.

Так, после просмотренного нашего онлайн МК «Ёлочки « и «Пальмы» , мама  Жаргалма Цыденовна поделилась своими впечатлениями, рисуя со своими  детьми 3 и 8 лет. Мама была удивлена, что оказывается они ни когда так не рисовали вместе и ,что упустили  такие классные моменты  быть вместе в совместной деятельности..  

       Я могу отметить , что ППР, во взаимоотношениях  с семьёй моих воспитанников, коллег, помогает развивать не только творческую сторону, а предлагает свои уникальные возможности для установления более глубоких и искренних отношений и конечно, помогает укреплять   связи внутри семьи, которые служат основой для эмоционального и социального благополучия детей и окружения их взрослых.

Родители получают возможность увидеть, как легко и интересно можно взаимодействовать с детьми через совместную творческую деятельность, а педагоги – новые, нестандартные  приёмы и способы, которые смогут применять в своей практике.

Замечаю, что дети в группе становятся эмоционально спокойнее и эмоционально отзывчивее, учатся взаимодействовать между собой.

А во взаимоотношениях с родителями воспитанников конфликтные ситуации сошли на нет, родители стали больше  мне доверять, как воспитателю, прислушиваться к советам и рекомендациям.

 

Как итог  определённого этапа нашей совместной деятельности, мы  в ДОУ оформили творческую экспозицию, которую будем обновлять в ходе последующей  совместной деятельности.

А по  просьбам коллег и родителей, провести ещё серию тематических МК, не только потому что  это надо или пообещала, а ещё и потому, что я сама испытываю удовлетворение от возможности делиться с людьми тем, что умею сама.

 

 

Ссылки на электронные ресурсы:

 

1.Ершова Е. Г. «Правополушарное рисование – нетрадиционная форма 

 работы с детьми дошкольного возраста  

 https://moluch.ru/archive/181/46608/

 

2. Правополушарное рисование: что это за техника 

https://journal.tinkoff.ru/pravopolusharnoe-risovanie/

 

3. Бэтти Эдвардс https://ru.wikipedia.org/wiki/Эдвардс,_Бетти

 

4. Сперри Роджер https://ru.wikipedia.org/wiki/Сперри,_Роджер

 

5. Международная Академия креатива

https://info-hit.ru/company-mezhdunarodnaya-akademiya-kreativa/

 

 

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.02.2025

Дата обновления: 19.02.2025

Дата публикации: 06.12.2024

Наверх

Внимание!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».