07.09.2023
По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны
свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не
происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие
родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить
причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное
устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может
оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии
может привести к ещё более сложным проблемам.
Нормы
речевого развития в 4 года
Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под
какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже
могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только
начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба
случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с
ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.
Для детей 4 лет нормой является:
·
логическое и быстрое изложение своих мыслей;
·
активное оперирование имеющимся словарным запасом
(около 2500 слов);
·
повышение внимательности и сконцентрированности на
рассказах взрослых и их
ответах на ранее
ими же поставленные вопросы;
·
употребление в ежедневном общении, как простых
предложений, так и сложноподчиненных;
·
начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие
стишки, которыми малыши очень гордятся;
·
правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш»,
«ж», «щ», «ц», «ч»;
·
способность выделять отдельные звуки из слов;
·
установка ударения не на те слоги, а также их
спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).
Для детей с нормальным речевым развитием характерно
свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое
зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то
они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным
и разносторонним.
Как определить задержку речевого развития
Дефекты речи для детей 4 лет могут быть
разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить
много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать
поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу,
психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.
Основными признаками, по которым легко можно
определить задержку речевого развития, являются:
· ребенок
говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов
порой сложно или вообще невозможно;
· у
малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
· словарный
запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
· ребенок
не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в
процессе таких занятий;
· малыш
не воспринимает и не выполняет просьбы, в которых заключено два действия,
например, возьми игрушку и посади её на диван;
· ребенок
все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не
комментирует;
· при
произношении предложений теряется большинство слов.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.09.2023
Дата обновления: 07.09.2023
Дата публикации: 07.09.2023