24.03.2020
Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно
– речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях,
которые он может получать. Детское
экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, потому
что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно
связано с другими видами деятельности – наблюдением и развитием речи (умение
чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение
знаний способствует развитию речи). Словарь детей пополняется словами,
обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или объекты природы (цвет,
форма, величина: мнётся – ломается, высоко - низко – далеко, мягкий - твёрдый -
тёплый и прочее).
При организации исследовательской работы с
детьми должны соблюдаться определённые правила:
- Учить детей
действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
- Не
сдерживать инициативу детей.
- Не
делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать)
самостоятельно.
- Не
спешить с вынесением оценочных суждений.
- Помогать
детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
Основное
содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них
представлений:
Дети 3-4 года:
1. О материалах (песок, земля, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со
снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес,
притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы;
проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как
заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне «1 минута», «Время».
6. О предметном мире: (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования,
мебель, растения, животные).
Дети 4-5 лет:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина,
пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы
- песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты),
условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).
Дети 5-7 лет:
1.
О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика,
поролон).
2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца,
снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град,
снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет,
вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма,
расположение почек; сравнение цветов и других растений).
5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой,
пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
«Чего
нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному
экспериментированию»
Нельзя:
- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся
импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее
качество, как любознательность.
- Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр – ребенок не
может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и
самостоятельность ребенка.
- Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности
ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к
этому виду деятельности
- Не следует молчать или делать вид, что Вам все равно в то
время, когда Ваш ребенок погружен в экспериментальную деятельность.
Нужно:
- Поощрять любопытство, которое порождает
потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в
исследовании. - Предоставлять возможность ребенку действовать с разными
предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формировать
желание узнать новое. - Если у Вас возникает необходимость что – то запретить,
то обязательно объясните, почему Вы это делаете и помогите определить, что
можно или как можно. - С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое
дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша
положительная оценка для него важнее всего.
- Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его
намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата.
«Варианты
совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе
использования естественных ситуаций дома»
1. ВО ВРЕМЯ КУПАНИЯ. В ванной комнате
разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды
поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем
быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой). Это поможет ребенку
исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
2. ВО ВРЕМЯ УБОРКИ
КОМНАТЫ. Спросить у ребёнка: «Как ты считаешь, с
чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе
понадобится помощь?» Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения
планировать и рассчитывать свои силы.
3. ВО ВРЕМЯ ПОЛИВКИ
ЦВЕТОВ. Поинтересуйтесь у малыша: «Все ли растения надо одинаково поливать?
Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех
растений?» Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать
знания о растениях, способах ухода за ними.
4. В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ
РЕМОНТА. УЗНАЙТЕ МНЕНИЕ РЕБЁНКА: «Какого цвета обои ты хотел бы
видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где
лучше всего повесить твои рисунки? » Это поможет ребенку научиться высказывать
суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
5. ОДНАЖДЫ НА КУХНЕ… Возьмите банку,
налейте воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите
сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это
происходит потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно
яйцо. А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в
банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не
ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее
вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.
В процессе
экспериментирования Ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему
любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
При этом Вы будете равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в
свою очередь даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую
активность.
Желаем Вам успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.03.2020
Дата обновления: 27.02.2023
Дата публикации: 24.03.2020