Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 111 «Дашенька» УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ «Детский сад №111 «Дашенька» Зиннатуллина Л.С. Дополнительная общеобразовательная программа «Театральный сундучок» Для детей 6-7 лет Срок реализации - 1 год составила воспитатель: Маслова В.С. Улан-Удэ 2023 Содержание 1. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи, принципы и т.д.) 1. Учебно-тематическое планирование 2. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат) 3. Диагностический инструментарий (механизм оценки получаемых результатов) 4. Список литературы 5. • Приложение Краткий словарь театральных терминов Пояснительная записка Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь и ее грамматический строй. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сфере ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а выражает свое собственное отношение к добру и злу. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, через какоголибо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. В основу программы театрального кружка «Театральный сундучок» легла программа «Театральные занятия в детском саду» М.Д. Маханёвой. Цель программы. Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи программы. 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. 2. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика). 3. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр теней и др.). 4. Развивать и совершенствовать все стороны речи: активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую и монологическую речь. 5. Развить интерес к театру как искусству. 6. Развивать у детей эмпатию, эмоциональную сферу, коммуникативные навыки. 7. Воспитывать навыки театральной культуры, любовь к театру. Методы работы. Основными методами работы по данной программе являются: 1. Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога), рассказ. 2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию). 3. Метод моделирования ситуаций: создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественнотворческой деятельности. 4. Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, рисование иллюстраций к художественному произведению, изображение героев, просмотр мультфильмов, презентаций по теме, подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям, участия в играх, придумывание сказок. Содержание программы Программа предусматривает работу с детьми по 5 видам творческой деятельности. Драматизация Игровая деятельность Литературная Виды творческо й деятельно сти Содержание деятельности Цель Средства обучения Выразительное пересказывание литературных произведений. Изучение поэзии. Сочинительство. Знакомить детей с художественными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм театрализованной деятельности. Развивать дикцию детей, их артикуляционный аппарат Сказки, рассказы, стихотворения. Словесные, подвижные, дидактические игры, этюды, игратерапия. Способствовать развитию навыков общения и взаимодействия детей в игре. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния. Пополнять словарный запас, образный строй речи. Атрибуты, необходимые для проведения игры. Основы актерского мастерства. Самостоятельная театрализованная деятельность. Пантомимика. Песенное творчество. Танцевальное творчество. Формировать умение имитировать характерные действия персонажей сказок. Развивать умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Формировать умение слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. Вызвать эмоциональный отклик на желание двигаться под музыку Этюды, фонограммы, атрибуты необходимые для упражнений, костюмы, декорации. Выбор средств и предметного окружения по собственному замыслу Кукловедение Театральная азбука Основы кукловождения. Художественное творчество в процессе изготовления кукол и театральных атрибутов. Обучать детей основным приемам управления разнообразными куклами. Учить сопровождать движения речью. Познакомить детей с различными техниками художественного творчества. Развивать мелкую моторику рук Пальчиковый и перчаточный тетры, материалы для изодеятельности. Посещение театральных спектаклей, беседы о театре, о театральных профессиях, о правилах поведения в театре. Просмотр презентаций, мультфильмов Формировать представления детей о театре, знакомить с его историей, устройством. Познакомить с правилами поведения в театре, приобщать к театральной культуре. Рассказывать о театральных профессиях Видиотека презентаций, мультфильмов о театре. Дидактический материал по темам. Реализация работы по программе. 1. Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста, реализуется через кружковую работу. 2. Работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные спектакли, спортивные соревнования. 3. Занятие проводится 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 35 минут. Также проводится работа с детьми по подгруппам и индивидуально во второй половине дня, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности 4. Костюмы, декорации и другие атрибуты для спектаклей и игр, доступны детям и радуют их своим внешним видом. 5. Для создания максимальных условий развития театральной деятельности создан уголок театра. Принципы проведения занятий. Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала. Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному) Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций. Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов. Часть 1. Вводная Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу. Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов. Игры «Угадай, кто я», «Цепочка слов от А до Я», «Бусы из слов», «Дует ветер нам в лицо» и.т. д Часть 2. Продуктивная В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей. Элементы занятий: - сказкотерапия, с элементами импровизации. - разыгрываются этюды, стихи, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики. - игры на развитие воображения и памяти, развитие эмоций. - рисование, аппликации, коллажи - использование различных видов нетрадиционного рисования, пластилинография, использование природного и бросового материала. Часть 3. Завершающая Цель – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии. На практических занятиях по изодеятельности организуются выставки детских работ. Индивидуальная работа На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, потешки, роли, пантомимика. Предполагаемые результаты реализации программы. Результат Способы проверки 1. Ребенок знает различные виды театра, правила поведения в общественных местах (театре); различает жанры литературных произведений (сказки, стихотворения, рассказы, басни). диагностика 2. Ребенок умеет связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы, Наблюдения, беседы, творческие задания стихотворения; умеет придумывать сказке новое начало, конец, изменять героев; может выстроить сюжет в соответствии с заданной темой, соблюдая структурные элементы высказывания (начало, середина, конец); охотно поддерживает беседу с взрослым и сверстниками; формулирует полные предложения 3. Ребенок понимает некоторые эмоциональные состояния другого человека и умеет выразить свое состояние Беседы, наблюдения 4. У ребенка развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности (с удовольствием участвует в драматизации знакомых произведений, создавая образ персонажа, пользуется мимикой, жестом, выразительным движением, интонацией) Наблюдения Учебно-тематический план Месяц Виды детской деятельности Тема Формы работы с детьми Подбор методической литературы Сентябрь Составление учебного плана Анкетирование родителей Диагностика уровня развития речи детей «Все о театре» Беседа, просмотр презентации, мультфильма. Заполнение итллек-карты Сказкотерапия «Ласковый цветок и сердитые тучки» Разыгрывание этюдов, заучивание стихотворения Литературная деятельность Чтение сказка братьев Гримм «Волк и семеро маленьких козлят» Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Волк и семеро козлят» Драматизация Разыгрывание сказки «Пчёлкидобрые подружки» Драматизация музыкальной сказки «Волшебный сундучок» Беседа, изобразительная деятельность (изготовление масок) Театральная азбука Игровая деятельность Октябрь Кукловедение Ноябрь Игровая деятельность Игровое занятие «Одну простую сказку хотим мы рассказать» Игра на выразительность «Дедушка молчок», Чтение стихотворений и их изображение с помощью мимики и жестов. Введение понятия «пантомима». Творческая игра «Что это за сказка?» Литературная деятельность А. Барто «В театре» Знакомство с литературным произведением Заучивание стихотворения Драматизация Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» Декабрь Инсценировка для родителей и младших групп Объяснение понятия «интонация» Игровая деятельность «Учимся говорить правильно» Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности, разучивание скороговорок Чтение В. Бианки «Теремок» Пересказ сказки Литературная деятельность «Постучимся в теремок» Игра-загадка «Угадай - кто это?» Этюд на расслабление. Азбука театра «Волшебные руки» Беседа «Как устроена перчаточная кукла» Просмотр презентации Упражнения для развития крупной моторики рук Кукловедение Перчаточный театр «Теремок» Интонационные упражнения Драматизация сказки для младших групп Январь Игровая деятельность «Играем пальчиками» Повторение и закрепление понятия «пантомима» Игровые упражнения с помощью пальчиков Литературная деятельность «Угадай сказку» Викторина Драматизация «Сочиняем сказку» Занятие по развитию речи Знакомство с жанровыми особенностями сказок Февраль Азбука театра «Театральные профессии» Знакомство с театральными профессиями. Рисование афиш Игровая деятельность «Раз, два, три, четыре, пять стихи мы будем сочинять» Повторение понятия скороговорка Введение понятия «рифма» Литературная деятельность Чтение сказки Дж. Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка» Кукловедение Пальчиковый театр Инсценировка сказки с детьми «Репка» Март Игровая деятельность «Волшебные слова» Сказкотерапия Литературная деятельность Чтение сказки «Колобок в хлебном царстве» Знакомство с новой сказкой Распределение ролей Обсуждение персонажей, их характер Драматизация «Колобок в хлебном царстве» Репетиция по сказке Разучивание по ролям Разучивание песен, танцев Кукловедение Апрель Драматизация Май Литературная деятельность «Волшебный сундучок» Изготовление атрибутов к сказке «У страха глаза велики» Чтение русской народной сказки Рассказы детей из личного опыта Драматизация «Наши эмоции» Объяснения понятия «»эмоция Рассматривание сюжетных картинок, беседа, упражнения Инсценировка сказки «У страха глаза велики» Кукловедение «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» Театр теней Азбука театра «Почему я люблю театр» Беседа Викторина «Мы любим сказки» Список используемой литературы. 1. Алянский Ю.Л. Азбука театра.-М., 1986г. 2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003г. 3. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002г. 4. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007г. 5. Посашкова И.П. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет Волгоград 2009г. 6. Рындин В. Ф. Как создается художественное оформление спектакля. М., 1962г. 7. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990г. 8. Шорохова О.А. – Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников ТЦ «Сфера» 2006г. 9. Энциклопедический словарь юного зрителя. – М., 1989г. Краткий словарь театральных терминов Авансцена — пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом. Актер — деятельный, действующий (акт — действие) участник игры. Амфитеатр — места для зрителей, расположенные за партером. Антракт — промежуток между действиями спектакля. Аплодисменты — одобрительные хлопки зрителей. Афиша — объявление о представлении. Балет — вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой. Бельэтаж — первый этаж зрительного зала над партером и амфитеатром. Бенуар — ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены. Бутафория — предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение). Грим — подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.), внешности, необходимой актеру для данной роли. Декорация — украшение, художественное оформление действия на театральной сцене. Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами. Драма — сочинение для сцены. Жест — движения рук, головы, передающие чувства и мысли. Занавес — полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Задник — расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены. Карман — боковая часть сцены, скрытая от зрителей. Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам. Мизансцена — сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент. Мимика— мысли и чувства, передаваемые не словами, а телодвижениями, выражением лица, отражающие эмоциональное состояние. Монолог — речь одного лица, мысли вслух. Опера — музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют. Оперетта — веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговорами. Падуга — горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены. Пантомима — выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом. Парик — накладные волосы. Партер — места в зрительном зале ниже уровня сцены. Режиссер — управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля. Реквизит — вещи, необходимые актерам по ходу действия спектакля. Ремарка — пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах. Репертуар — пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени. Репетиция — повторение, предварительное исполнение спектакля. Реплика — фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценические действие. Театр — место для зрелищ. Штанкет — металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций. Фойе — помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.