Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №111 «Дашенька УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ «Детский сад №111 «Дашенька» Зиннатуллина Л.С. Дополнительная общеобразовательная программа Для детей 4-5 лет Срок реализации – 1 год «Юный эколог» Автор-составитель: Мироновская Д.Н. Воспитатель г. Улан-Удэ 2023 г. Пояснительная записка Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить ребёнка правильно общаться с природой родного края, любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. Реализация данной программы помогает организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы родного края. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность. В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Цель работы кружка формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Задачи экологического кружка «Юный эколог»: подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это тоже часть природы; развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе. Основные направления экологического кружка «Юный эколог». Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц). Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов). Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах: · Принцип дифференциации и индивидуализации – этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей. · Принцип деятельного подход – речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности. · Принцип развития – этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития. · Принцип сотрудничества – предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых. · Принцип системности – деятельность планируется систематически. · Принцип от простого к сложному – начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями. Организация деятельности и режим экологического кружка: Кружок проводится 1 раз в неделю – среда, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.50 – 16.10ч продолжительностью 20 минут. Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду. Методы, используемые для реализации работы кружка Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показ сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр; Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя; Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений; драматизация сказок, отрывков литературных произведений. Ожидаемый результат взаимодействия с детьми. Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способ безопасного взаимодействия с растениями и животными); Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам; Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества. Работа с родителями. Работа кружка малоэффективна, если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Нужно сделать родителей участниками образовательно - воспитательного процесса через домашние задания, экскурсии, праздники, конкурсы; периодически проводить консультации, собрания. Сентябрь Месяц Тема Наблюдение «Все цветы разные» Наблюдение за сезонными изменениями в природе Программное содержание Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветов, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут Формирование умения замечать сезонные изменения в природе, находить картинки с их изображением. Развивать наблюдательность. Источник «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 20 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе Наблюдение «Что бывает на растениях после цветов?» Октябрь «Фрукты и овощи» Уточнять представления детей о том, что растения живые – они растут и изменяются (растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды, теперь дни становятся короткими – темнота наступает быстро, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте цветков образуются семена, из которых могут вырасти новые растения, зрелые семена собирают, на одном цветке бывает много семян) Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности; формировать умение объединять плоды по сходному признаку Изготовление пособия для игры «Вершки и корешки» Расширять представления детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых форм; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей Наблюдение за сезонными изменениями в природе Формирование умения замечать сезонные изменения в природе, находить картинки с их изображением. Развивать наблюдательность. «Что растет в лесу?» Ноябрь «Кто живет в лесу?» Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники. Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь; все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу); учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида. «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой и свиньей) Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, детского сада», стр. 21 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 27 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 36 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 41 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 42 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 45 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 50 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в сравнивать Чтение стихотворение В. Лившица «Поросята» Декабрь «В гостях у курочки Закрепить у детей представления об известных им Рябы» (знакомство с домашних животных – корове, козе, свинье, лошадью и овцой) познакомить с новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию Наблюдение «Как узнать ель?» Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному-двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся все длиннее и длиннее) Наблюдение «Чем прекрасна ель?» Показать детям красоту дерева, которая заключается в его стройности, пирамидальной форме, зеленом наряде, снежном убранстве, в сверкающем на солнце инее на ветвях, шишках; учить любоваться деревом, разговаривать с ним Коллективное изготовление альбома «Елочка» Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку, что вода легко проливается, Январь Наблюдение «Поможем нашей елочке» Наблюдение «Делаем цветные льдинки» средней группе детского сада», стр. 56 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе д/ с», стр. 59 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 64 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 67 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 71 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 73 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 77 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в но и легко впитывается. «В гостях у курочки Рябы (знакомство с птичьим двором)» Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей) Наблюдение «Птицы нашего участка» Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка, учить замечать характерные особенности строения птиц, размер, окраску, разный цвет оперения, замечать особенности поведения птиц на кормушке; учить различать голоса разных птиц; развивать умение определять птиц по их следам Наблюдение «Сколько крыльев у птиц и как они летают?» Уточнить представления детей о двух способах передвижения птиц в пространстве, об их строении (ноги и крылья), об особенностях крыльев (раскрываются – и тогда хорошо видны, складываются и прижимаются к телу – в этом случае незаметны, птицы летают по воздуху при помощи раскрытых крыльев – они машут ими, отталкиваются от воздуха и летят; у человека нет крыльев, он не может летать) Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся; развивать игровые умения. Март Февраль «Путешествие по зимнему лесу» «Айболит в гостях у детей» Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах; уточнить представления об известных им фруктах (названия, цвет, форма, вкус); учить сажать лук «Посещение зоопарка» Формировать представления о диких экзотических животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать игровые умения. Рисуем подарок к 8 Марта Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представления о Е. И. Чарушине (не только писатель, но и художник, который часто рисовал любимых средней группе детского сада», стр. 81 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 85 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 87 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 97 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 99 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 103 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 112 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система животных); учить обводить контур закрашивать красками методом тычка. «Где обедал воробей?» Познакомить детей с произведением С.Маршака; уточнить и расширить представления животных зоопарка; развивать игровые умения Наблюдение за сезонными явлениями Обратить внимание детей на состояние погоды, солнца, неба, снега; провоцировать к самостоятельному наблюдению за погодой, измерением снега Советы Айболита «Починка деревянных предметов» Апрель трафарета, работы в Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло; во время роста растение меняется, комнатные растения тоже живые, весной они начинают расти, поэтому их надо больше поливать, подкармливать удобрениями или пересаживать в новую землю; учить моделировать неделю (познакомить с «полоской времени» (рис. 13, цв. вклейка)) Уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке (2—3 вида) (один ствол, много толстых и тонких веток с почками, в земле корни); дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов. «Знакомимся с деревянными игрушками» Продолжать знакомить детей с предметами, изготовленными из дерева, разнообразными деревянными игрушками. Дать представление (на примере затачивания карандашей) о том, что мягкие породы дерева легко резать острым ножом. Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к мастерам – резчикам по дереву Досуг «День Земли» Приобщать детей к праздничной культуре. Развивать желание принимать участие в празднике. средней группе детского сада», стр. 116 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 118 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 120 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 124 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 130 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 134 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период; формировать реалистические представления о жизни лесных животных; учить поддерживать воображаемую ситуацию «Рисуем животных – создаем книгу по мотивам рассказов Е. И. Чарушина» Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках; уточнить представления о Е. И. Чарушине как писателе и художнике; воспитывать желание участвовать в общем деле – создании интересной книги о природе Наблюдение за сезонными явлениями Формировать навыки наблюдения за природными явлениями, расширять представления о погоде, связывая ее с состоянием неба; продолжать учить замечать и называть состояние погоды: светит солнце, дует ветер. Уточнить знания детей о том, что весной солнце светит ярко, начинает припекать. Май «Весна в лесу» стр.137 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 141 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 146 «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 151